Чай и кофе в России люди пьют по-разному. Если верить замерам потребительских предпочтений, сделанным в Великобритании, наши соотечественники в смысле культуры потребления чая в массе своей являются на сегодня большими англичанами, чем жители туманного Альбиона. А вот с кофе все обстоит совсем не так. Если в Великобритании большинство потребителей отдают предпочтения чаю в пакетиках, а кто-то и вовсе предпочитает растворимые разновидности этого напитка, то в России все наоборот. Мы пьем правильный листовой чай, но предпочитаем растворимый кофе. Именно он (вкупе с ячменными суррогатами) далеко обгоняет на российском рынке натуральные сорта. Однако все может измениться. Если российский рынок будет развиваться в согласии с общемировыми тенденциями, то потребители забудут о традиционном листовом чае и увеличат потребление если не элитных, то по крайней мере натуральных сортов кофе.
По данным маркетингового агентства Premier Brands, занимающегося изучением рынка напитков, на долю чая в пакетиках в Великобритании из каждых 10 выпитых чашек приходится 9. Традиционному листовому чаю, менее удобному в приготовлении, принадлежит всего 6% рынка, то есть примерно одна чашка из 17. Около 2% рынка приходится на растворимый чай, которого в нашей стране практически нет.
И хотя подобные британским исследования в России пока не проводились, даже на глаз можно сказать, что чай в пакетиках (который многие продолжают считать не совсем чаем), как правило, является элементом офисной культуры, где возня с заварочными чайниками совершенно ни к чему. Дома же пить такой чай даже как-то неловко - все равно, что окончательно расписаться в собственной лени.
А вот с кофе все происходит с точностью до наоборот. Об этом говорит уже хотя бы анализ потребительских предпочтений москвичей. Как выяснили маркетологи, 74% предпочитают пить растворимый кофе. На натуральный же кофе приходится лишь пятая часть рынка - 20%. При этом 2% потребителей вообще все равно в каком виде потреблять кофе, 4% выбирают различные кофейные смеси, а 1% - кофейные напитки.
Впрочем, не все так просто. Осенью этого года на российском рынке начнет работу филиал европейской ассоциации Specialty Coffee Associaton of Europe (SCAE). Эта организация попытается доказать отечественным потребителям, что кофе может быть дорогим и марочным. Совсем как вино. Аналогия здесь, как обещают, будет не только в цене: различные сорта кофе отслеживаются на всем протяжении пути - от плантации до чашки. И значение имеют такие характеристики, как место и год снятия урожая, правильность обжарки и тому подобное. Причем это только на первый взгляд кажется, что отцы-основатели нового направления на кофейном рынке страшно далеки от народа. Как показывает мировая практика, кофе с гораздо большей экономической выгодой, нежели чай, можно позиционировать как элитный напиток. Дойти до какого-нибудь экзотического заведения, где предлагают восточные церемонии чаепития, дано далеко не каждому. А кофе в этом смысле, если можно так выразиться, проще и демократичнее, хоть и намного дороже.