Пока Джордж Буш пытается убедить страну в прочности экономики, американские средства массовой информации рисуют мрачные картины происходящего в стране. И в этом смысле США ничем не отличаются от России. Газета Financial Times озаглавила подборку материалов о последних событиях в экономике США не иначе как "Капитализм в кризисе".
Америке нужны новые идеи, которые могли бы успокоить страну и вернуть ей былой оптимизм, считает Business Week. Однако официальные власти США вряд ли способны предложить стране принципиально новые решения, с помощью которых возможно вывести страну из затяжного кризиса. Такое мнение высказывают уже многие американские экономисты. Пресса Соединенных Штатов иронизирует над неспособностью команды Буша предложить что-то оригинальное. Выступая на экономическом форуме, "господин Буш не мог предложить аудитории ничего, кроме слов". Так характеризует выступление американского президента журнал The Economist. Заметим, что форум был специально созван Бушем-младшим для того, чтобы убедить население и инвесторов в стабильности положения. В ответ американские фондовые индексы дружно ползли вниз, поверив скорее не президенту, а Федеральной резервной системе, намекнувшей на продолжение кризиса.
Роберт Барро, профессор экономики Гарвардского университета, считает, что экономическая команда администрации Буша-младшего доказала свою несостоятельность. Пол О"Нил не имеет ни в финансах, ни в экономике знаний, необходимых для министра финансов. Лоуренс Линдси, помощник президента по экономической политике, по мнению Барро, вообще никогда не был сильным экономистом.
Профессор Барро считает, что одним из главных проявлений плохой экономической политики американской администрации является политика протекционизма. Стальные пошлины и чрезмерная финансовая поддержка сельского хозяйства показывают, что администрация США скорее думает о политических выгодах, чем о судьбе национальной экономики. Никакой критики не выдерживает и бюджетная политика: чрезмерно раздуты расходы на образование и медицину. Закон, направленный на борьбу с финансовыми нарушениями, тоже скорее красивый политический жест, нежели мера, действительно способная коренным образом изменить ситуацию в охваченном кризисом высокотехнологичном секторе.
Если свою несостоятельность доказывает экономический блок администрации, за дело берется силовой блок. Аналитики все больше и больше уверены в том, что военная операция в Ираке может сыграть роль чрезвычайной меры по выводу экономики из кризиса. С террористами вовне бороться гораздо легче, чем с нарушителями закона внутри страны. "США не могут позволить себе роскошь ничего не предпринимать", - заявила на днях советник президента по безопасности Кондолиза Райс, обосновывая необходимость проведения военной операции в Ираке. У США нет выбора, кроме принятия мер по свержению иракского лидера Саддама Хусейна, подчеркнула Райс. Если экстраполировать это заявление на положение экономики Соединенных Штатов, получается, что экономических идей у американской администрации просто нет, а значит, и нет альтернативы военной операции.
Между тем опыт антитеррористической операции доказывает, как могут чрезвычайные действия, даже если они не имеют отношения к экономике, изменить отношение общества к собственным властям. Как пишет Business Week, начиная с 1980 года власти страны рассматривались скорее как бюрократия, которая вмешивается в личную и экономическую жизнь.