Российская власть психологически созрела к реализации идеи налоговой амнистии с целью возвращения на родину беглых капиталов - об этом свидетельствуют весьма недвусмысленные заявления главы государства, а также многих высших госчиновников, занимающих ключевые посты. Даже представители Федеральной службы налоговой полиции РФ уже не говорят категорическое "нет", осторожно призывают к "взвешенным подходам", суть которых заключается не в поголовном "прощении" всех беглых капиталов, а только тех, чье происхождение не имеет криминальной подоплеки. Власть созрела, но остается один немаловажный вопрос: а созрели ли в России условия для возврата вывезенных за границу средств?
На днях Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обнародовал некоторые итоги специального исследования, посвященного особенностям инвестиционного климата в России. Вывод аналитиков, участвовавших в исследовании, далек от эйфорических прогнозов московских политиков и весьма однозначен: капиталы, которые российские бизнесмены попрятали в офшорных зонах, при объявлении амнистии не хлынут обратно в тех объемах, на которые рассчитывает Москва. Если и вернется, то весьма мизерная часть (по оценкам экспертов ЕБРР, отток капитала на протяжении 90-х годов составлял 20-25 млрд. долл. ежегодно), которая не спасет сложившуюся ситуацию с инвестициями в российскую экономику. То есть затея с налоговой амнистией экономического эффекта не даст, зато укрепит в общественном сознании убеждение, что с государством можно и нужно играть нечестно - придет время, и оно же все грехи спишет.
Почему аналитики ЕБРР пришли к столь безутешному для Москвы выводу? Они исходят из аксиомы, согласно которой деньги, пересекая границы, текут только в те страны, где стабильно привлекателен инвестиционный климат. Россия, увы, к таким державам не принадлежит. А налоговая амнистия сама по себе изменить этот климат не в состоянии. Для того чтобы российский бизнес не опасался за свои репатриированные капиталы, мало просто освободить их владельцев от уголовной ответственности за уклонение от налогообложения, взыскав в казну 13% возвращенных сумм. Для бизнес-элиты гораздо важнее вопрос, как эти капиталы сохранить и приумножить. Российская банковская система по части надежности еще долго не сможет избавиться от дурной репутации. Отечественная экономика, пожалуй, еще более пугает денежных людей, вкладывать в нее средства - дело необычайно рискованное. Эксперты ЕБРР не без оснований считают, что амнистия может быть успешной лишь при быстрых и основательных изменениях тех направлений экономической политики, которые и вызвали бегство капиталов за рубеж. И пока государство не переломит ситуацию, осевшие по офшорам российские капиталы предпочтут статус невозвращенца.
Прислушается ли Москва к аргументам ЕБРР, сказать трудно. В России у одержимых идеей, которая уже начала воплощаться на уровне законопроектов, всегда найдется достойный ответ "недоброжелателям" из зарубежного банка. Нашим сторонникам налоговой амнистии перспектива кажется куда привлекательней и красочней. Все это подкреплено конкретными расчетами. В изложении одного из высокопоставленных чиновников в российском Белом доме они выглядят так. Правительственные эксперты оценивают беглые российские капиталы примерно в 300 млрд. долл. Вернуть все, разумеется, здесь не мечтают, но на одну треть рассчитывают. Если будет легализовано 100 млрд., то только подоходного налога в казну ляжет 13 млрд. долл., что сразу поднимет доходы бюджета на 18,5%. На 20 млрд. долл. увеличится совокупный банковский капитал, что приведет к росту инвестиций в российскую экономику. А если вернется не треть, а, скажем, половина вывезенных средств? Это же просто золотой дождь на головы россиян! А если больше половины?
Увлекательные расчеты, не правда ли? Единственный у них недостаток - могут очень далеко увести от реальности. А сбежавшие в офшоры российские капиталы напоминают беглую собаку, с которой жестоко обращались хозяева. Теперь они пытаются снова заманить ее в дом куском мяса. Но собака-то ученая...