Едва успели отзвучать в Кремле в ходе майского саммита Россия-ЕС торжественные обещания председателя Еврокомиссии Романо Проди о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, как начали просачиваться нехорошие сведения о том, что долгожданное признание Россия получит с неким "компенсационным довеском", сводящим на нет все торговые выгоды, которые дает вожделенный статус. Высшие российские чиновники отмахивались от этих слухов. И затяжку с официальным оформлением статуса (комиссары ЕС обещали уложиться в 2-3 месяца) в Кремле воспринимали с пониманием - всякая бумага, прежде чем быть оформленной, по законам бюрократии должна отлежаться.
Однако скорее всего такая отсрочка требовалась вовсе для других целей. На днях американская The Wall Street Journal опубликовала статью о том, что одновременно с официальным объявлением России рыночного статуса ЕС объявит и новые антидемпинговые правила, которые сейчас находятся на стадии разработки. К правилам также готовятся специальные разъяснения, которые должны убедить международную общественность, что Европа не может сохранить старый порядок в силу объективных обстоятельств. Суть же изменений в том, что ЕС оставляет за собой право относить к нерыночным товары и компании из России несмотря на то, что страна имеет рыночный статус. Эти новшества, по оценкам экспертов The Wall Street Journal, позволят Евросоюзу фактически сохранить существующие ныне антидемпинговые пошлины - а они применяются в отношении 12 видов российской продукции, - из-за чего Россия ежегодно теряет около 250 млн. долл.
Разумеется, что официальные представители Еврокомиссии, в недрах которой разрабатываются изменения, отметают даже намеки на дискриминационный характер готовящихся новшеств в отношении России. Дескать, новшества будут касаться и других стран - торговых партнеров ЕС. Однако вряд ли российским поставщикам стали, алюминия, удобрений - как предполагается, именно в отношении этих товаров будут введены особо жесткие пошлины - будет легче от сознания, что не их одних лишают значительной части законной прибыли.
Есть у этой проблемы и еще один аспект. Идя по пути ревизии устоявшихся правил, ЕС фактически размывает правовые границы статуса страны с рыночной экономикой, подрывает его международную значимость. Это вряд ли будет с одобрением восприниматься представителями мирового торгового сообщества, которому всегда было выгодно иметь некую "резервационную" зону. Если рыночный статус окончательно утратит свой вес, та же Всемирная торговая организация потеряет еще один инструмент влияния на страны, стремящиеся получить звание рыночных. Вернее, не столько само звание, сколько преимущества, которые оно гарантировало. Если же этих преимуществ не останется вовсе, сам статус будет низведен к нулевой привлекательности. В лучшем случае от него останется политическая оболочка, лишенная экономического смысла.
Нет сомнений в том, что за "маневрами" ЕС российская сторона следит более чем внимательно. Однако на настойчивые просьбы прокомментировать публикацию в The Wall Street Journal, которые "НГ" адресовала Министерству экономического развития и торговли, Торгово-промышленной палате РФ, получен отказ. Когда ЕС официально объявит свои решения, тогда и будем комментировать - такова позиция представителей этих организаций. Думается, тогда уже будет поздно - Россию просто поставят перед фактом.