Минфин РФ стал по-новому информировать россиян о поступлениях в доходную часть бюджета. Раньше просто сообщалось: такое-то ведомство за такой-то срок пополнило казну такой-то суммой, перевыполнив (или недовыполнив) на столько-то процентов плановое задание на этот срок. Все просто и ясно.
Во втором полугодии чиновники из Минфина, видимо, решили, что подобная простота формирует умственную лень у любопытствующих граждан-налогоплательщиков. И чтобы активизировать их интеллектуальные способности, начали подавать информацию в форме математических задачек. Скажем, итоги работы Министерства по налогам и сборам (МНС) за семь месяцев 2002 года "шифруются" следующим образом. Дано: за январь-июль по линии МНС поступления в бюджет составили 829,3 млрд. руб., что составило 76,9% от уточненного задания на - внимание! - январь-сентябрь 2002 года. Вопрос: выполнило или же завалило план по сбору налогов за семимесячный период указанное ведомство? Теперь любопытствующий налогоплательщик должен мобилизовать все свои математические способности, вооружиться калькулятором, чтобы найти правильный ответ на вопрос. Если принять 9-месячный срок за 100%, то среднемесячная "норма" должна быть примерно 11,1%. Умножим ее на 7 - получается, что в июле МНС должна была выйти на 77,7%. Способ решения, конечно, примитивный, но выходит, что семимесячный рубеж налоговики пересекли с небольшим недобором. В официальных отчетах МНС перед общественностью семимесячный итог не подводится, отмечается лишь, что в июле наконец-то (после нескольких провальных месяцев) налоговикам удалось перевыполнить июльское задание аж на 1,9%. Кое-какую ясность все же дает поквартальный минфиновский расклад по налогам общего покрытия (без ЕСН) - недобрано, оказывается, в первом квартале 9,2 млрд. руб., во втором - 27,1 млрд. руб., а в июле - 0,8 млрд. руб.
Такие же задачки Минфин приготовил и по другим ведомствам. Скажем, успехи Минимущества в том же январе-июле вылились в сумму 15,5 млрд. руб. Это 86,6% к тому же трехквартальному заданию. Сопоставив с уже вычисленной семимесячной нормой (77,7%), можно сказать, что чиновники из Минимущества, увы, не "передовики производства", но по части выполнения заданий заметно обошли налоговиков. Совсем не ладятся дела у Минатома, который пополнил казну за семь месяцев всего лишь на 6,3 млрд. руб., что всего лишь 49,6% трехквартального задания. Тут уж и сопоставление с семимесячным заданием не требуется - план безнадежно завален. Стахановцев на ниве пополнения государственного бюджета вообще не просматривается - в Госкомитете по рыболовству, который мобилизовал в казну 10,2 млрд. руб. и тем самым перевыполнил все то же девятимесячное задание в 2,5 раза, должны помнить, что шахтер Алексей Стаханов в 1935 году выдал на-гора за смену 14 норм.
По предварительным оценкам Минфина, доходы федерального бюджета за январь-июль составили 1201,3 млрд. руб. Что составляет 56,5% годового бюджетного назначения. Теперь вновь вооружайтесь калькулятором, решайте уже знакомую задачку, не забывая, что речь идет уже не о трехквартальном, а годовом назначении. Калькулятор покажет, что при стабильных поступлениях семимесячная их доля должна составлять примерно 58%. То есть ни рыбные, ни имущественные "сверхсборы" не могут компенсировать те недоборы, которые стали хроническими в налоговой сфере. На этом фоне обещания некоторых наших государственных мужей выглядят просто неубедительно. На днях министр труда и социального развития Александр Починок заявил, что в 2003 году зарплата бюджетников будет повышена на 33%. Наверное, Починок редко общается со своим коллегой Алексеем Кудриным, который, говоря о перспективах социальной политики в будущем году, не устает заявлять: дай бог наскрести хотя бы на индексацию зарплаты бюджетников, какие уж тут повышения...
А что касается минфиновских новшеств в информировании общественности, то они вряд ли плод недомыслия какого-то чиновника. Скорее это политика. Ясность и простота всегда вызывают много лишних вопросов. Куда проще увести общественное внимание в профессиональные дебри, из которых не разглядеть истину.