Журналисты, освещающие околокремлевскую жизнь, шутят, что скоро для Германа Грефа будет учрежден персональный орден. Так уж повелось, что без наград у нас не остается ни один чиновник высокого ранга (дело здесь не в престиже, а в многочисленных льготах и привилегиях, которые прилагаются к "знакам отличия"). Но министр экономического развития - случай особый. С одной стороны, хоть какая-нибудь медалька по рангу ему вроде бы причитается, а с другой - не совсем понятно, за какие же собственно достижения. В результате может появиться новый орден - "За заслуги перед отечеством нулевой степени".
Впрочем, Грефу хорошо известно - в политике важен не сам результат, а то, как он будет подан в СМИ. Ведь именно министр экономического развития сказал однажды, что, по его мнению, "экономика на 50% носит рекламный характер". А уж в умении представить себя в наиболее выгодном свете Герману Оскаровичу отказать нельзя. Хороший пример - не слишком удачные переговоры по экспорту российской стали в США. Итог их плачевен: несмотря на беспрецедентные уступки с нашей стороны, российские поставки ограничили чушками, проволокой и арматурой, не приносящими практически никакой прибыли. Заодно мы потерпели унизительное поражение в "куриной войне". Неуклюжий шантаж (прокат в обмен на окорока), при помощи которого Греф рассчитывал переубедить американцев, сработал не в нашу пользу.
Впрочем, в новостях основных каналов провал переговоров интерпретировался не иначе как "прорыв на стальном фронте". Столь же помпезно на телевидении подавался и вышедший из недр Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) проект налоговой реформы. Население гипнотизировали словами про "самую низкую ставку в Европе", отчего-то забывая добавить, что социальный налог, сбор с оборота и еще несколько десятков видов отчислений никто не отменял. Вместо декларируемых 13% государство по-прежнему претендует на 40-85% прибыли. Так что на деле "налоговая революция" Германа Оскаровича оказалась обыкновенной PR-акцией - ни предпринимателям, ни их клиентам от этой пропаганды лучше не стало.
То же относится и к шумной кампании вокруг вступления России в ВТО. МЭРТ, несмотря на громкие заявления, до сих пор не представил подробных расчетов, из которых стало бы ясно, что именно выгадает наша страна, став членом Всемирной торговой организации. С экранов мы слышим лишь рассуждения Грефа о дополнительных прибылях для экспортеров и 70 тысячах новых рабочих мест, которые должны появиться благодаря отмене санкций. При этом не сообщается, покроют ли новые поступления хотя бы сотую часть расходов на содержание миллионов безработных, которые хлынут на улицы, лишившись заработка благодаря волне закрытия предприятий. А в том, что она неизбежно последует за снижением пошлин на импорт автомобилей, продуктов питания, текстиля и т.д., - нет никаких сомнений. Кстати, Греф, "по совместительству" работающий председателем совета директоров ОАО "Шереметьево", известен в этой компании как наиболее последовательный защитник интересов иностранных акционеров: министр настоял, чтобы заказ на реконструкцию аэропорта достался зарубежной компании. В этом свете стремление Германа Оскаровича любой ценой загнать Россию в ВТО выглядит несколько зловеще...
Создается впечатление, что не только экономика, но и реформы "по Грефу" носят ярко выраженный рекламный характер. Не исключено, что их автор верит собственным заявлениям не больше, чем "тетя Ася", расхваливающая стиральный порошок, - в "чудотворные" свойства этого товара. Иные инициативы министра развития - например, амнистия капиталов (подобные акции уже потерпели крах в нескольких государствах СНГ) или адресные субсидии на оплату ЖКХ (реформаторы, предполагавшие, что дотации на коммунальное хозяйство будут перечисляться через филиалы банков, забыли, что, например, на селе таковых вообще не имеется) - по своему эффекту напоминают китайские фейерверки. Красиво вспыхивают, привлекают всеобщее внимание, но быстро сгорают. Впрочем, у Грефа всегда наготове очередной "огненный шар".
Одно из последних нововведений, которыми мы обязаны главе МЭРТ, - принцип "одного окна" при регистрации предприятий. Идея хороша, да не наша - она заимствована на Западе. До недавнего времени, чтобы открыть бизнес, будущим владельцам нужно было обойти множество ведомств, собрав десятки справок и разрешений. Чиновники, выдающие необходимые бумаги, получали немалую "статусную ренту". Поэтому выдачу лицензий решили максимально упростить, поручив рассмотрение заявлений налоговым инспекциям. Предполагалось, что это резко сократит сроки оформления документов - на практике же новая система лишь усложнила жизнь бизнесменам.
Налоговики, брошенные на амбразуру "однооконной" системы, не справились с многократно увеличившимся потоком посетителей. Очереди растянулись на километры, и предприниматели (которых помимо прочего обязали сдавать документы лично), вынуждены были выстаивать в них по нескольку дней, не покидая "позиции" даже ночью. При этом в первый же месяц выяснилось, что процедура приема требует существенной доработки. В результате инспектора заворачивали даже тех, кому все-таки удавалось пробиться в заветный кабинет - значительная часть посетителей проходила все круги "регистрационного ада" по нескольку раз. К тому же оказалось, что пресловутое "одно окно" существует исключительно на бумаге. Поскольку авторы проекта не озаботились координацией действий налоговой службы и многочисленных государственных фондов, предпринимателей все равно заставили посещать все инстанции (работа которых к тому же была парализована из-за полной неразберихи).
Видимо, практическая реализация собственных "революционных инициатив" интересует Грефа меньше всего. Зато Герман Оскарович, регулярно выступающий с проектами реформ "второго поколения", неустанно сулит нам если и не всеобщее счастье, то уж, во всяком случае, подъем жизненного уровня на высоту Останкинской башни. Надо лишь запастись терпением, выдав МЭРТ очередной карт-бланш. Кстати, перемены уже идут полным ходом. Как водится, министр развития начал их с собственного ведомства, первым делом озаботившись тем, чтобы значительно усилить вес МЭРТ в российской государственной иерархии. Этот этап "реформ" прошел вполне успешно - влияние министерства на сегодня таково, что его глава стал самым частым гостем в апартаментах президента после Михаила Касьянова. Греф, благодаря своему особому статусу получивший мощную поддержку в СМИ, мелькает на телеэкране с регулярностью рекламной паузы. К сожалению, порой за неимением значительного информационного повода министр вынужден комментировать даже самые ничтожные экономические события.
Впрочем, как говорят злые языки, многие коллеги Германа Оскаровича недолюбливают. У завсегдатаев кремлевских кулуаров появилось новое развлечение - члены правительства, депутаты и их помощники обмениваются каламбурами, обыгрывающими фамилию всесильного уроженца Казахстана: "под грефом секретно" - об удивительной скрытности и подозрительности главы МЭРТ ходят легенды; "очередной греформатор" - про сотрудников, забрасывающих начальство несбыточными прожектами. А регулярно выпускаемые в недрах Минэкономразвития таблицы, усеянные графиками и диаграммами, призванными продемонстрировать окружению первого лица неизбежность "постреформационного" роста экономики, называются "грефиками".