Вчера завершил свою работу авиасалон "Фарнборо Интернэшнл-2002". Вряд ли у кого-то повернется язык назвать его удачным - например, объем сделок, о которых объявлено за прошедшую неделю, на порядок меньше, чем в 2000 г. В гражданской авиации, которая по традиции вносит львиную долю в финансовый результат крупных выставок, упоминание заслуживает лишь подписание меморандума о размещении голландской компании KLM заказа на шесть лайнеров А320-200 концерна "Эрбас" и резервирование прав на приобретение еще 18 таких самолетов. Не столь эффектная, как в былые годы, была и демонстрация в "Фарнборо" новых коммерческих лайнеров. "Боинг" свои пассажирские машины на салоне представил крайне ограниченно и в воздух не поднимал. Над аэродромом царил "Эрбас" самым легким (100-местным А318) и самым тяжелым (380-местным А340-600).
Кризис коммерческой авиации, спровоцированный терактами 11 сентября 2001 г., по прогнозам экспертов, удастся преодолеть лишь в 2004 г.
В истребительной авиации налицо перевод европейско-американской борьбы за рынок с авиасалонов в высокие кабинеты. Новая интрига, связанная с грядущим обострением борьбы за лидерство в классе учебно-тренировочных и легких боевых самолетов, еще только начинается.
Несмотря на отсутствие новых боевых самолетов, именно в военной сфере состоялась главная сенсация "Фарнборо-2002". Речь идет о подписании меморандума о взаимопонимании по противоракетной обороне между "Боингом" и ЕАДС. В комментариях представителей двух мировых авиакосмических гигантов этот шаг назван установлением исторического партнерства, однако его значение и последствия пока не совсем ясны. Сейчас можно констатировать, что "Боинг", являющийся генподрядчиком Пентагона в программе создания НПРО, решил привлечь европейского авиакосмического лидера к этим работам. Такой шаг вполне логичен в контексте сложившейся трансатлантической кооперации. Ясно и то, что речь идет не о тактической ПРО (в этой сфере стороны сотрудничали и раньше, например в программе MEADS), а о системах, предназначенных для борьбы с ракетами большой дальности. Источники "НГ" говорят о том, что на первом этапе создания противоракет могут быть привлечены те подразделения ЕАДС, которые ранее занимались национальными ракетными программами Франции.
Однако пока не совсем понятны политические аспекты сделки. Очевидно, что она не могла быть заключена без согласия лидеров США и Европы. Но остается открытым вопрос о том, пойдут ли политики Старого Света по пути, намеченному промышленниками. Есть признаки того, что такое движение (а оно, по всей видимости, начнется) будет оговорено некими политическими условиями, в том числе связанными с российским фактором. Симптоматично, что один из двух высших руководителей ЕАДС Филипп Камю, комментируя подписанную сделку, напомнил о состоявшихся месяц назад консультациях между Москвой и НАТО по проблеме ПРО. Одновременно Камю заявил о том, что Европа "имеет шанс сыграть ключевую роль в объединении усилий США и России".
Вернемся от политики к технике и коммерции. Оценивая результаты участия наших предприятий в выставке, следует подчеркнуть, что они сумели воспользоваться кризисом в авиационной промышленности Запада в своих интересах. Так, тотальная кампания по снижению издержек объективно толкает европейские и американские компании на путь сотрудничества с Россией. И "Рособоронэкспорт", и некоторые другие предприятия научились использовать соперничество между ведущими западными странами для продвижения своей продукции на рынок.
Салон подтвердил: у цивилизованных стран сложилось понимание, что модернизация техники российского производства невозможна без участия ее разработчиков и производителей. Всемерное утверждение этого тезиса составляет, по словам главы делегации "Рособоронэкспорта" Виктора Комардина, основную задачу на большинстве подобных выставок, в том числе на "Фарнборо-2002". Ближайшей тактической целью отечественной промышленности в Европе является борьба за заказ стран Вышеградской группы на модернизацию боевых вертолетов Ми-24. В этом направлении уже активно действуют компании Великобритании, Израиля, Франции, ЮАР и других стран. Участие МВЗ имени Миля в модернизации этих машин практически гарантировано, однако отечественные предприятия пока не могут сформировать боеспособную кооперацию, которая позволила бы получить значительную долю заказа.
Анализируя российскую экспозицию, нельзя не заметить внедрения новых форм рекламы и PR. Тенденцию перехода от кустарных технологий к индустриальным демонстрировал, в частности, "Рособоронэкспорт", который начал совместный рекламный проект с британской "Джейнс Информэйшн Групп" - ведущей мировой компанией в сфере военно-технической информации.
Вопреки ожиданиям АВПК "Сухой" не сделал в своем выставочном PR акцент на пятом поколении. Основную ставку в Фарнборо "Сухой" сделал на свой гражданский проект - региональный пассажирский самолет RRJ. Эту программу в Британии активно поддержали представители "Боинга", которые называют очередную конверсионную программу "Сухого" весьма перспективной. В то же время глава АВПК "Сухой" Михаил Погосян отказался назвать стоимость проекта RRJ и указать, за счет каких средств он будет продвигаться. Источники "НГ" сообщили о том, что переговоры по Су были среди важнейших тем выставки: до конца года будут заключены сделки как с традиционным, так и с новым партнером.
Переговорная активность РСК "МиГ" также была весьма интенсивной и успешной. По словам главы инженерного центра "ОКБ имени Микояна" Владимира Барковского, интерес со стороны иностранных партнеров резко возрос после того, как корпорация заключила контракты на поставку самолетов пяти новым заказчикам и выиграла тендеры на ремонт, модернизацию и "малую модернизацию" МиГ-29 в трех из пяти европейских странах. Представители РСК прогнозируют появление у МиГов новых заказов еще до конца года.
Фарнборо