Сегодня в пригороде Лондона открывается авиасалон "Фарнборо Интернешнл-2002", который по традиции является главной аэрокосмической выставкой каждого четного года (в нечетные эту роль играет Ле Бурже). Впрочем, в этом году солидная репутация британского форума вряд ли сильно укрепится. В списках прилетевших в Фарнборо экспонатов нет ни одного принципиально нового самолета.
Военный раздел выставки подводит итог напряженного соревнования между промышленностью США и Европы, которое составляло основную интригу "Фарнборо-2000". Истребительный консорциум "Еврофайтер" тогда противостоял натиску американской программы JSF. Два прошедших салона показали, что Старый Свет проиграл "вчистую". К желающим закупить "Еврофайтеры" за два последних года присоединилась лишь Австрия, в то время как к списку заказчиков JSF подключились Италия, Норвегия, Канада, Дания, Нидерланды, Турция и Австралия. Общий счет по странам девять - шесть в пользу Америки.
В гражданском секторе также вряд ли появятся серьезные новинки.
Во-первых, как и в случае с истребителями, новый раунд битвы между двумя основными производителями магистральных авиалайнеров - "Боингом" и "Эрбасом" - стартовал еще на "Фарнборо-2000". Первый тогда начал "раскрутку" принципиально нового проекта "Соник Круизер", второй объявил о предстоящих продажах сверхгигантского А380. Вопреки прогнозам из-за океана, пока побеждают европейцы. За два года им удалось собрать 95 твердых заказов на свой самолет.
Во-вторых, ситуация в коммерческой авиации коренным образом изменилась после терактов 11 сентября. Уменьшилось число пассажиров, ряд крупных авиакомпаний закончили год с убытками, соответственно снизился заказ на магистральные самолеты. Так, если в 2001 году суммарный объем поставок лайнеров корпорации "Боинг" составил 527 единиц, то в 2002-м их число уменьшится до 380, а на 2003-й - до 275-300. В то же время итоги первого полугодия для "Боинга" оказались лучше ожидавшихся. Хотя доход во II квартале снизился с 15,52 млрд. долл. в 2001 году до 13,86 млрд. долл. - в 2002-м (по коммерческим лайнерам соответственно - с 9,3 млрд. до 7,7 млрд. долл.), "Боинг" получил неожиданно большую прибыль - 751 млн. долл. за квартал.
Посетители Фарнборо в этом году не увидят ни одного самолета с российской символикой. Ведущие фирмы в качестве основной причины этого называют угрозу со стороны швейцарской компании "Нога". Однако нетрудно заметить, что натурная экспозиции российских самолетов в Фарнборо в последние годы и без того постепенно сокращалась. Это неудивительно. Лондонский салон по определению "не наш". Его исторически сложившаяся идея - демонстрация североатлантического единства, в то время как Ле Бурже и берлинская ИЛА стремятся подчеркнуть европейскую идентичность, а в Индии и Китае российская авиация доминирует.
Однако за скандалами с "Ногой" большинство обозревателей не заметили важного показателя: масштабы участия в выставке главного российского продавца оружия - "Рособоронэкспорта" - возросли. Достаточно сказать, что занимаемая им выставочная площадь увеличилась в два раза по сравнению с 2000 годом. В условиях, когда основным лозунгом выставочной политики единственного отечественного спецпосредника стал прагматизм, это говорит об определенных коммерческих расчетах, возлагаемых на "Фарнборо-2002". Основная ставка делается на модернизацию ранее поставленной техники, представление нового оружия, авиадвигателей и средств обучения. Последние нужно отметить особо. По своей стоимости современный тренажер соизмерим с боевым вертолетом, спрос на учебную технику растет, эту нишу рынка активно атакуют западные компании. В то же время, как и на других авиасалонах, объявлять о новых военных заказах наши предприятия не будут. По информации "НГ", "Рособоронэкспорт" подпишет на выставке один контракт, еще несколько соглашений по гражданской авиации заключат компании "Волга-Днепр", "Авиастар", "Сатурн" и другие.