Добыча нефти с 1992 года не компенсируется приростом запасов. Заместитель министра природных ресурсов Петр Садовник объясняет это сокращением объемов геолого-разведочных работ. Среднегодовой прирост запасов за 1992-2000 годы составил 245 млн. тонн нефти против 1105 млн. за 1985-1991 годы. В результате разведанные запасы нефти к 2001 году уменьшились в целом по стране на 13%. Из выступления замминистра стало очевидно, что хроническое отставание восполнения природных ресурсов сохранится и в дальнейшем. Петр Садовник подчеркнул, что прирост запасов может превысить добычу нефти и газа только в том случае, если на разведку ежегодно будет затрачиваться не менее 50 млрд. руб., причем федеральные расходы должны быть на уровне 15 млрд. Положение осложняется тем, что правительство не разработало механизма, стимулирующего недропользователей проводить поиск и разведку полезных ископаемых.
Радикальное сокращение финансирования геолого-разведочных работ связано с правительственной налоговой политикой. В этом году вместо отчислений на воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и ряда других сборов введен единый налог на добычу полезных ископаемых. Отчисления на ВМСБ имели целевой характер, часть их использовалась по назначению непосредственно в компаниях, остальные делились между администрацией региона и федеральным правительством. Лишение регионов целевых средств создало крайне критическую ситуацию в геологических организациях. Нет средств - нет контрактов.
Нововведения ударили и по министерству - многие территориальные комитеты природных ресурсов до мая остались без финансирования. На просьбу корреспондента "НГ" прокомментировать этот факт Петр Садовник ответил: "Это соответствует действительности. До 2002 года финансирование геолого-разведочных работ шло за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Общий объем этих средств в 2001 году составлял около 60-79 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств оставалась в территориальных органах. В этом же году целевые финансовые ресурсы получило только МПР в размере 7,3 миллиарда рублей. Резкое сокращение средств на проведение геолого-разведочных работ потребовало провести анализ всех планов, чтобы отсеять второстепенные объекты. Этот анализ был завершен в марте-апреле, и теперь деньги по переходящим работам в регионы пошли".
Удивляет нерасторопность министерства: соответствующие главы Налогового кодекса и проект бюджета были известны задолго до начала года. Известны были и так называемые переходящие объекты на 2002 год. То есть министерство располагало достаточным временем (те же четыре-пять месяцев), для того чтобы скоординировать работу своих подразделений в новых условиях. Насколько удастся выполнить даже профинансированные работы, остается только гадать - известно, что геологический сезон в основном приходится на летне-осенний период, но подготовка к нему занимает два-три месяца.
Не менее характерно и то, что Минприроды только в прошлый четверг провело конкурс по размещению госзаказа на геологические работы в 2002 году по новым объектам на общую сумму 1,5 млрд. руб. В перечень вошли объекты проведения геолого-разведочных работ на топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь), высоколиквидное сырье (золото, алмазы, платина, серебро), остродефицитное импортозамещающее сырье (хром, марганец, уран), а также работы, связанные с обеспечением геополитических интересов России. Сроки проведения работ на объектах - 2002-2005 годы. Из 101 объекта, выставленного на конкурс, 19 шельфовых проектов, на которые направляется 500 млн. руб. Итоги конкурса будут подведены через несколько недель. Необходимо отметить, что основные прогнозные ресурсы нефти и газа страны, которые в будущем могут стать реальными запасами, находятся в шельфовой зоне, а она у нас покрывается льдом уже в сентябре-октябре.