Долгожданная концепция развития российской автомобильной промышленности до 2010 года, которую со страхом ожидали иностранные производители и уже подсчитывающие прибыль отечественные, наконец-то вышла из стен Белого дома. Вчера премьер-министр Михаил Касьянов подписал документ, несколько месяцев находившийся на доработке. Концепция трижды отправлялась назад и, естественно, вышла оттуда начисто переписанной.
Основной целью переработанного документа теперь стала интеграция российского автопрома в мировое автомобилестроение и выпуск техники, соответствующей мировым требованиям экологии и безопасности. Для достижения поставленной задачи придется создавать новые производства по выпуску автомобилей с участием иностранного капитала, причем скорее всего инвестиции будут изыскиваться у заграничных автопроизводителей. В проведенном анализе отмечается, что потребности внутреннего рынка в легковых автомобилях удовлетворяются лишь на 70-75%, а в грузовых - на 90%.
Наконец разрешили, пожалуй, самый спорный и волнующий вопрос о таможенных пошлинах на иномарки. Пока президент и премьер спорили о необходимости введения жестких мер в отношении заграничных авто, разработчики концепции придумали новую систему импортных пошлин. Отказавшись от диверсификации ставок в зависимости от возраста машины, в концепцию вписали полную унификацию пошлин, которая составит 25% стоимости. Единая ставка вводится на срок 7 лет, после чего будет постепенно снижаться. Особое внимание уделили проблеме автомобилей старше семи лет, которых с каждым годом становится все больше, что делает ситуацию на дорогах далеко не безопасной. Сокращать количество "старушек" собираются за счет повышения страховых взносов на такие машины, причем для российских, похоже, исключений не будет. Расчет правительства достаточно прост - сделать невыгодными условия для содержания и эксплуатации таких авто, и люди сами от них откажутся.
Помимо этих пунктов программа развития автопрома предполагает возможное введение системы страхования автогражданской ответственности с учетом возраста машин. Документ содержит также положения о выравнивании таможенных платежей для юридических и физических лиц, разработке законодательных актов, определяющих порядок утилизации автомобилей, формировании крупных корпораций по производству машин и т.д.