Неординарные события порой свершаются до обыденности просто и быстро - избрание нового руководства наблюдательного совета компании "АЛРОСА" заняло несколько минут, а неординарность проявилась в том, что председателем совета избран вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, его первым заместителем - президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
Очевидно, что прошедшие выборы подтверждают напряженность борьбы за установление контроля над алмазным монополистом между федеральным Центром и республикой. Повышенный интерес Якутии объясняется значимостью компании для экономики региона, интерес же Центра не столь однозначен.
Во-первых, в Центре остались силы, которые в течение всей второй половины 90-х годов пытались обанкротить компанию с целью приватизации определенными лицами. Алексей же Кудрин ранее в особом пристрастии к алмазам не замечен и есть надежда, что такое высокое внимание объясняется желанием федерального правительства серьезно разобраться с проблемами алмазного бизнеса.
Именно такой аспект выделил вице-президент компании Сергей Улин, когда заявил, что "участие государственных деятелей столь высокого уровня в руководстве наблюдательного совета - стратегически значимое событие". Это "пойдет на благо компании и в большей степени гармонизирует интересы всех участников алмазно-бриллиантового комплекса", - подчеркнул он. На вопрос корреспондента о вероятности приватизации компании он ответил, что при нынешнем составе наблюдательного совета этого не произойдет.
Дело в том, что уже сейчас деятельность "АЛРОСА" попала под пристальный взор комиссии Евросоюза. Так, уже прошло полгода со дня подписания торгового соглашения с "Де Бирс", но оно не действует - нет одобрения комиссии ЕС. И это произойдет не очень скоро, судя по тому, что только недавно комиссия впервые заслушала российскую компанию.
Условия работы компании существенно изменятся в связи со вступлением России в ВТО. Предстоит существенная корректировка экономического законодательства. Это же касается нормативных документов, регулирующих оборот алмазного сырья внутри страны и экспортно-импортные операции с ним. То есть предстоит либерализация российского алмазного рынка. Поэтому не случайно уже на первом заседании наблюдательного совета нового состава обсуждалась концепция реализации алмазного сырья в условиях открытости внутреннего рынка.
Комментируя характер деятельности компании в новых условиях, Сергей Улин заявил, что "вектор в сторону либерализации и демократизации алмазного рынка очевиден. Рынок должен быть свободным и открытым. Компания не боится конкуренции со стороны других поставщиков алмазного сырья. "АЛРОСА" от этого только выиграет - цены мгновенно станут мировыми, прекратится искусственное занижение цен на внутреннем рынке. И второе - торговать алмазами надо на бирже. Закон о свободной конкуренции заставит нас это сделать".