Поход в торговый центр, где продается бытовая техника, может подчас поставить в тупик неискушенного покупателя. Конечно, рынок предполагает постоянное обновление ассортимента. И появление новых торговых марок - дело естественное и хорошее. Однако выбор между раскрученными брэндами и многочисленными витеками, бинетонами, атлантами и другими новоделами на практике оказывается весьма сложным. Под известными торговыми марками в большинстве случаев выпускается качественная, надежная бытовая техника, но по стоимости она доступна далеко не всем. Между тем, как говорят эксперты, бывают случаи, когда качество продукции "свежих" торговых марок оказывается более чем удовлетворительным. А если учитывать их низкую цену по сравнению с широко разрекламированными брэндовыми вещами, то такая покупка может оказаться весьма выгодной.
Проблема выбора осложняется только тем, что с потребительской информацией в России пока туговато: потенциальный покупатель редко получает в достаточной степени объективные данные о свойствах представленной на рынке техники. Реальной альтернативы рекламным обещаниям подчас просто не существует. Причем сертификаты соответствия российским стандартам, которые должна иметь вся продукция, представленная на прилавках, здесь мало чем могут помочь. Требования стандартов касаются по большей части безопасности техники и вовсе не распространяются на функциональные характеристики или показатели ресурсопотребления. Ориентируясь на них, можно в итоге приобрести безопасную стиральную машину, которая плохо стирает, или безопасный телевизор с плохим качеством изображения.
Во всем мире альтернативой рекламным обещаниям служат так называемые функциональные сравнительные испытания, когда различные образцы электроприборов беспощадно мучают, имитируют нагрузки, которые будут получены за несколько лет эксплуатации, и сравнивают между собой. В ходе испытаний могут тестироваться такие показатели, как эффективность охлаждения (у холодильников), отстирываемость (для стиральных машин), эффективность глажения (для утюгов), эффективность взбивания и резки (для кухонного оборудования). Сравнительные испытания постоянно проводятся европейскими обществами потребителей. К экспертам поступают приобретенные в различных магазинах товары, однородные по ценовым и техническим характеристикам. В Советском Союзе функциональные испытания проводились отраслевыми институтами: например, стиральные машины испытывались в Киеве. Сейчас этим занимаются региональные центры стандартизации и метрологии (в столице на базе такого центра была создана специальная проверочная организация "Ростест-Москва"). Ясно, что такие испытания - сложный и дорогостоящий процесс. Например, для испытания пылесосов необходимы специальные подопытные ковровые изделия и особые загрязнители. Так что обеспечить проверку всех образцов техники, представленной на рынке, российские организации не в состоянии.
Недавно "Ростест-Москва" провела сравнительные испытания равнозначных по техническим характеристикам утюгов, представленных на российском рынке. Все утюги имели функцию отпаривания с резервуаром для воды, регулятор температуры, пара и разбрызгиватель, неразъемный шнур питания, подошвы, выполненные из нержавеющей или хромированной стали без антипригарных покрытий. В ходе испытаний проверялись различные показатели. Основные оценивались по пятибалльной шкале, вспомогательные служили экспертам дополнительной информацией. В частности, по пятибалльной шкале оценивались:
- показатели функциональных испытаний;
- инструкции по эксплуатации (экспертов интересовала четкость, полнота и наглядность русской версии);
- сведения об изготовителе (для российского потребителя важна информация о стране происхождения товара. В большинстве случаев он отдает предпочтение изделиям европейским, а не азиатского, в том числе китайского, происхождения. В ходе исследований выяснилось, что на многих подопытных образцах указана только страна регистрации торговой марки, например Vitek ╝ Austria или made for Scarlett ╝ England, чего явно недостаточно);
- гарантийные обязательства и безопасность (они оценивались по наличию информации о виде и объемах гарантийных услуг, сроке гарантии и сроке службы, наличии адресов гарантийных мастерских).
Самые дорогие утюги наиболее известных торговых марок получили высокие оценки и попали в группу "отличников", среди которых, впрочем, оказался и утюг VT-1212, малоизвестной марки Vitek. Явным аутсайдером стал Atlanta ATH 480, кстати, один из самых дешевых.
Несмотря на то что оптимальное соотношение цена-качество было выявлено у утюга Vitek, выбирая бытовую технику, нужно не в последнюю очередь ориентироваться и на свои индивидуальные особенности. Эксперты советуют: при покупке утюга проверяйте, удобно ли им пользоваться именно вам. Утюг просто должен "лечь в руку".
Сравнительные испытания утюгов |
Clatronic DB 2546 |
Scarlett SC 132S |
Vitek VT 1212 |
Atlanta ATH 480 |
Philips HI 414 |
Moulinex BA 4 |
Розничная цена, руб. |
573-588 |
583-682 |
750-783 |
480-600 |
930-1030 |
1250-1270 |
Общая оценка |
хорошо 3,9 |
хорошо 3,7 |
отлично 4,2 |
удовл. 2,9 |
отлично 4,2 |
отлично 4,2 |
Функциональные испытания (70%) |
хорошо 3,9 |
хорошо 3,3 |
отлично 4,2 |
удовл. 2,4 |
отлично 4,4 |
отлично 4,4 |
- равномерность распределения температуры на подошве (20%) |
5 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
- температура избыточного нагрева (20%) |
4 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
- качество глажения (30%) |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
- удобство пользования (30%) |
3 |
3 |
4 |
2 |
5 |
5 |
Инструкция по эксплуатации (10%) |
удовл. 3 |
хорошо 4 |
хорошо 4 |
хорошо 4 |
неуд. 1 |
неуд. 1 |
Сведения об изготовителе (5%) |
удовл. 3 |
хорошо 4 |
удовл. 3 |
неуд. 1 |
отлично 5 |
отлично 5 |
Гарантийные обязательства и безопасность (15%) |
отлично 5 |
отлично 5 |
отлично 5 |
отлично 5 |
отлично 5 |
отлично 5 |