Ощущая на своей шкуре все радости глобального потепления, мало кто не посматривает завистливо на окна соседних офисов с торчащими там кондиционерами или не прислушивается удовлетворенно к урчанию собственной сплит-системы - кому как повезло. Противостоять стремлению людей купить себе немного прохлады не могут ни постоянные разговоры о вреде климатического оборудования и обитающих в них возбудителях болезни легионеров, ни достаточно высокая цена такой техники. О чем говорить, если едва ли не каждый день приходится выслушивать ехидные замечания синоптиков о том, что плюс 29-31 градус - это в тени, а на солнце из-за высокой загазованности воздуха и нагретого асфальта будут все 50. И это в Москве!
Климатической технике на ближайшие годы обеспечено весьма светлое будущее. Это видно даже по динамике продаж кондиционеров за последние годы. В 1994 году их продажи в России составили всего 43,1 тыс. штук, в 1998 году сбыт кондиционеров вырос до 152,6 тыс. штук. В послекризисном 1999 году было продано 137,8 тыс. кондиционеров. Причем продажи климатической техники в тот год на 60-70% превысили ожидания самих торговцев. Так что если психологический барьер перед покупкой этой достаточно дорогой техники после кризиса и существовал, то был сломан очень быстро. Что и говорить, жара┘
С 1998 по 2001 год рынок климатического оборудования в стране вырос более чем в 2 раза и продолжает увеличиваться. Сейчас темпы его роста составляют примерно 20% в год. Причем с такой же скоростью рынок климатического оборудования растет и во всем мире. И если раньше в России спрос на кондиционеры определялся в основном предприятиями, то начиная с 2000 года рост продаж обеспечивают потребители, покупающие кондиционеры для квартир. По данным Ассоциации предприятий индустрии климата, доля частных лиц увеличилась в 2-2,5 раза, причем в регионах она более чем в два раза выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. По мнению экспертов, примерно 20% спроса сейчас приходится уже на заказы, связанные с заменой кондиционеров, смонтированных в еще 1994-1997 годах.
Сейчас на Россию приходится 11-12% всего европейского рынка кондиционеров. Если темпы прироста продаж сохранятся, то через два года Россия войдет в число ведущих мировых потребителей климатического оборудования. Пока в нашей стране 97% всех кондиционеров - импортные. Это неудивительно. За прошлый год в мире было произведено около 29 млн. кондиционеров, тогда как в России около 250 тысяч. Причем зарубежные компании по производству климатических установок в последние годы занялись активным освоением российских производственных мощностей для сборки оборудования из своих комплектующих. Правда, если судить по брэндам, речь пока идет скорее об аутсайдерах мирового рынка. Раскрученные дорогие торговые марки и так расходятся в России достаточно хорошо. А не слишком известные фирмы делают ставку на низкую цену, доступную широкому кругу потребителей.
Например, в прошлом году сингапурская компания Rolsen пообещала вложить в проекты по сборке в России кондиционеров и прочей бытовой техники около 40 млн. долл. до 2003 года. Так, на бывшем НПО "Электронприбор", которое сейчас называется завод "Термопласт", в подмосковном Фрязине уже освоен выпуск 14 моделей сплит-систем и трех моделей оконных кондиционеров из импортных комплектующих (за прошлый год было собрано около 20 тыс. штук). Совместное предприятие по производству кондиционеров создается и в Воронеже на базе завода "Процессор". В качестве партнера там выступает одна из крупнейших корпораций Китая - "Чуньлань" (Гонконг). Говорить о том, насколько удачными будут плоды подобных симбиозов, пока сложно. Хотя эксперты и говорят, что подчас недорогая техника тоже может быть качественной.
По мнению специалистов, основным параметром, на который стоит обращать внимание при выборе кондиционера, является его мощность на охлаждение. Если ее величина недостаточна, то не справляющийся со своей задачей агрегат будет работать на износ и очень быстро выйдет из строя. При том что в принципе все кондиционеры рассчитаны на 7-10 лет безотказной работы. Так что экономия денег на мощности может обернуться гораздо большими расходами на его ремонт.
Чтобы правильно определить необходимую мощность кондиционера, нужно объем помещения, где он будет установлен, поделить на 30. Полученное число и будет мощностью охлаждения в кВт. К этой цифре нужно прибавить мощность всех источников тепла в вашей комнате: электроприборы, компьютеры, лампы накаливания и люди. Так, каждый человек выделяет 0,1 кВт тепла, компьютер - 0,3 кВт, электроприборы и лампы накаливания - столько, сколько написано на их информационных табличках. Если комната находится на солнечной стороне, прибавьте к общей мощности еще 20%. Такой приблизительный расчет поможет не слишком сильно ошибиться в выборе кондиционера.
При покупке климатических установок марка торговой фирмы едва ли не так же важна, как и марка самого кондиционера. Ведь обслуживание этой сложной и дорогой техники тоже обходится недешево. Далеко не каждая фирма способна создать собственный сервис-центр, держать штат техников, необходимые для сервиса и ремонта запчасти. Поэтому слишком низкая цена самого кондиционера и его установки может означать, что торговая фирма была создана на несколько месяцев и в конце сезона просто исчезнет. Опасно поддаваться и на слишком большой срок гарантии, указанный в договоре: в нужный момент вы просто можете не найти фирму, которая вам продала кондиционер.