Вопреки сложнейшим коллизиям, которые возникали в системе налогообложения, бюджет за I полугодие исполнен с профицитом в размере 77,1 млрд. руб. (по оценкам Минфина, это 1,6% прогнозируемого полугодового объема ВВП). Об этом свидетельствуют обнародованные на днях предварительные итоги по исполнению бюджета в первой половине 2002 г. Если бы доходы бюджета складывались только из поступлений по линии МНС, о профиците не могло быть и речи. Налоговики, несмотря на провальные апрель и май, все-таки в целом вытянули полугодовое задание на 100,2%, перечислив в казну 686,8 млрд. руб. Однако за этой, казалось бы, благополучной цифрой скрывается весьма тревожная ситуация. Фактически всю статистику Министерства по налогам и сборам от полного провала спасает единый социальный налог, по которому идет стабильный прирост, обгоняющий плановые задания. Недобор налогов общего покрытия (без ЕСН), администрируемых МНС, выглядит угрожающе прогрессирующим. По данным Минфина, с января по июнь он вырос с 1,6 до 11,7 млрд. руб. и составил за полугодие 36,0 млрд. руб. МНС удалось выполнить план по этому показателю лишь один раз - в марте, остальные месяцы - сплошной недобор. (Многие политики и экономисты, в частности заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов, объясняют это явление тем, что в связи с ужесточением налогового режима тенденция легализации доходов в России пошла вспять.)
Однако ГТК, Минимущество, Госкомрыболовство перевыполнили бюджетные задания, хотя их реальная доля поступлений несравнима с МНС. На провальных позициях оказался и сам Минфин, в частности обеспечив возврат процентов по госкредитам всего лишь на 61% к полугодовому заданию. Тем не менее общими усилиями удалось мобилизовать в казну по доходной статье 986,5 млрд. руб., или 101,3% шестимесячного плана.
За полугодие израсходовано 909,4 млрд. руб., что составляет 96% полугодовой бюджетной росписи. При этом, как рапортует Минфин, "практически в полном объеме" профинансированы расходы на науку, развитие рыночной инфраструктуры, образование, культуру, СМИ, здравоохранение, космические исследования.
По остальным позициям картина не столь радужная. К примеру, по разделу "Военная реформа" расходы составили всего 53% запланированного. Минфин, как уже неоднократно бывало, вину за это перекладывает на Минобороны. Дескать, военное ведомство во втором квартале 2002 г. не выполнило план сокращения количества военнослужащих. Кроме того, буксует программа государственных жилищных сертификатов (ГЖС), которые выдаются увольняемым на приобретение жилья. Заключение договоров на покупку жилья идет хаотично, и "точный график предъявления сертификатов запланировать невозможно". Минобороны же считает, что и сокращение армии, и обеспечение увольняемых жильем через систему ГЖС тормозятся недостаточным бюджетным финансированием. "Это замкнутый круг, разорвать который Минобороны не в силах, - заявил корреспонденту "НГ" высокопоставленный представитель военного ведомства. - Минфин же сделать это не хочет и ведет себя так, будто достает деньги не из бюджетного, а из собственного кармана". По словам нашего собеседника, многие руководители финансового ведомства считают, что Минобороны и так получило "жирный кусок" в виде повышения денежного довольствия военнослужащих и в отношении всего остального "должно помалкивать". Согласно отчету Минфина, на повышение окладов военным перечислено 148,5 млрд. руб. - 99,3% запланированного.
С некоторыми натяжками можно считать, что Минфин в первом полугодии свел концы с концами. Второе начинается в более благоприятных условиях - мировые цены на нефть в июле значительно выше, чем были в первом квартале текущего года. Есть робкая надежда, что они продержатся на уровне, близком к нынешнему, до начала 2003-го. Однако даже при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре нельзя исключать внутренние бюджетные угрозы. В частности, если тенденция сокращения сбора налогов общего покрытия будет прогрессировать - а такой сценарий вполне вероятен, - стратегия профицитного бюджета может потерпеть фиаско.