У России нет на сегодняшний день более разумного и прагматичного решения, чем примкнуть к Кернской группе стран в ходе переговорного процесса по вступлению в ВТО. Такое заявление сделала вчера в Торгово-промышленной палате руководитель аналитического центра "Агропродовольственная экономика" Института экономики переходного периода Евгения Серова, выступившая здесь с докладом. "Сегодня в переговорном процессе мы зашли в глубокие противоречия со всеми, - сказала она. - В лице же Кернской группы мы обрели бы надежных союзников".
Кернскую группу, в которую входят Австралия, Новая Зеландия, Бразилия и Аргентина, называют самой радикально настроенной в ВТО. Ее представители выступают за ликвидацию всех мер прямой внутренней государственной поддержки аграрного сектора, резко критикуют аграрную политику США и Евросоюза за солидные субсидии сельскому хозяйству. По мнению Евгении Серовой, в мировой аграрной политике появились некоторые новые факторы, анализ которых и приводит к выводу, что России лучше всего войти в эту группу, избрав для себя их модель развития сельхозпроизводства.
Идти по пути США, которые не только не сокращают, но и наращивают внутреннюю поддержку своего сельхозпроизводителя, Россия не может по вполне понятным финансовым причинам. Принятый в мае с.г. в США новый аграрный закон хоть и сокращает ежегодные объемы прямой поддержки фермеров с 20 до 19 млрд. долл., но эти сокращения с лихвой компенсируются введением так называемых несвязанных мер. Расширен список продуктов, производителям которых будут направляться прямые платежи, введены новые механизмы дополнительных выплат. Как отмечают многие аналитики, этот закон открывает весьма широкие дополнительные возможности для экспортной экспансии американской сельхозпродукции на мировые рынки, в том числе и в Россию. Пытаться копировать Америку, по мнению Евгении Серовой, - для России путь бесперспективный и тупиковый.
Европейская модель тоже претерпевает изменения. В частности, Евросоюз уже объявил о предстоящих реформах, суть которых будет заключаться в сокращении прямой поддержки сельхозпроизводителя. Правда, все это еще только в проекте, и многое из намеченного может быть скорректировано под давлением аграриев (европейский фермер, по общему признанию, самый активный (и даже агрессивный) в мире по отстаиванию своих интересов и прав). Однако сама тенденция ясна, как, впрочем, и переговорная позиция стран ЕС по отношению к России - ожидать, что европейские партнеры будут поощрять достаточно высокий заявляемый уровень внутренней поддержки, не приходится. Фермерская агросистема, характерная для Европы, как показало время, не прижилась в России, и ориентироваться на нее тоже бесперспективно.
Так почему бы России не пойти по пути стран Кернской группы? Выбор пока не сделан, но, как показала вчерашняя дискуссия, официальным представителям государства такой вариант, что называется, душу не греет. Само собой разумеется, примкнув к Кернской группе, придется заявлять объемы внутренней поддержки по минимуму. Первый заместитель министра сельского хозяйства Сергей Данкверт, оппонируя докладчику, заявил, что российская сторона не намерена идти на значительные уступки по этому вопросу. Понятно, что такая позиция исключает союзничество с представителями стран Кернской группы.