Все разговоры о преобразованиях на газовом рынке упираются сегодня в необходимость принятия политического решения о том, что такие изменения действительно нужны. Отказаться от услуг "Газпрома" по поддержке отечественной экономики правительству сложно. Многое будет зависеть от того, как пройдет реструктуризация электроэнергетики. Две социально напряженные реформы население не потянет, и накануне выборов это осознается особенно четко. Возможно, если в стране начнутся перебои с поставками газа, политическое решение придет само. Находясь в похожей ситуации, Анатолий Чубайс начал два года назад направо и налево читать доклады, показывать диаграммы и доказывать, что тарифы нужно повышать, а реструктуризацию - проводить, иначе в 2003-2005 годах рост энергопотребления споткнется об износ основных фондов в электроэнергетике. Был бы Миллер Чубайсом, он делал бы сейчас то же самое.
Разработка концепции реформирования рынка газа началась в 2000 году. Тогда ею занималась Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), но после перехода ее председателя Андрея Задернюка (весной прошлого года) в Министерство экономического развития и торговли туда же сместился и центр реформаторской мысли. Сейчас концепцией преобразований на рынке газа параллельно занимаются четыре структуры: Минэкономразвития, ФЭК, РСПП и администрация президента. Причем ведомство Грефа должно в декабре этого года представить правительству доклад с предложениями по газовой реформе.
Собственно, что делать с газовым рынком, было понятно еще год назад, и эти подходы уже не единожды озвучивались. Предполагается выделить газопроводы "Газпрома" в отдельную компанию, обеспечить свободный доступ для независимых поставщиков газа к транспортным магистралям и потребителям, создать независимого оператора по регулированию поставок голубого топлива и площадку для торгов. В этом случае рост цен на топливо сдерживался бы конкуренцией, а рынок газа был бы разделен на госрегулируемый (для социальных поставок) и биржевой. В целом же реформа газового рынка направлена на увеличение добычи сырья и создание условий для появления новых, не зависимых от "Газпрома" газодобывающих предприятий (их потенциал - 30% российских запасов, на которые у монополии нет лицензий). По словам источника "НГ" в МЭРТ, предлагается предоставить налоговые льготы тем компаниям, которые ведут добычу сырья в трудных условиях. По идее это должно служить гарантией благополучного возврата вложений, ведь обустроить среднее месторождение стоит около 300 млн. долл. Однако поддержка независимых поставщиков газа не означает, что они смогут выйти на зарубежные рынки. Минэкономразвития считает, что экспортные поставки должны управляться единым оператором, чтобы не допустить конкуренции между своими же компаниями в Европе.
ФЭК завершила анализ федерального оптового рынка газа еще в феврале этого года. В марте предложения по его преобразованию были представлены в профильные министерства на ознакомление. По данным "НГ", никаких свобод и гарантий для независимых поставщиков ФЭК не предполагает. Вместо этого предложенная комиссией схема рынка содержит предпосылки для завуалированного повышения цен на газ. На сегодня это вполне устраивает только "Газпром".
Руководство газовой монополии многие попрекают "старым мышлением". И не зря. По сути, "Газпром" не хочет никакой реформы и надеется, что ему удастся в дальнейшем регулярно добиваться повышения тарифов. Все разговоры менеджеров монополии о готовности сотрудничать с независимыми поставщиками и необходимости создания биржи на деле означают совсем не то, о чем можно было подумать: ничего во взаимоотношениях концерна с другими компаниями не изменится.
Однако упования на постоянное повышение газовых тарифов жестко ограничиваются положением в других отраслях, которые "Газпром" сейчас фактически кредитует. Промышленность протянет в ценовой гонке недолго. В условиях большого роста цен она не выживет.