Министерство природных ресурсов подготовило перечень компаний, которые могут быть лишены лицензий на добычу углеводородов. Речь идет о расположенных в северных автономных округах 74 месторождениях нефти и газа. Среди проштрафившихся оказались как небольшие фирмы, так предприятия, в которых значительные доли акций принадлежат крупным нефтяным компаниям, а также дочерние структуры "Газпрома".
В черный список МПР внесены месторождения, принадлежащие 100-процентным "дочкам" газовой компании в Ямало-Ненецком автономном округе -"Уренгойгазпрому", "Надымгазпрому", "Ноябрьскгаздобыче" и "Ямбурггаздобыче". Ведомство Виталия Артюхова усомнилось даже в правильности соблюдения лицензионного соглашения по части Ямбургского месторождения, одного из крупнейших залежей газа, разрабатываемого "Газпромом". Другой крупный нарушитель - нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". В Минприроды считают, что "Архангельскгеолдобыча", в которой компании Вагита Алекперова принадлежит 74% акций, не выполняет условий лицензий в Ненецком автономном округе. АГД, по словам источника в министерстве, не удалось выполнить представленную ею в конце прошлого года программу отставания по двум месторождениям. Кроме того, в список МПР попали принадлежащие головной компании и ее 100-процентной "дочке" "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" месторождения в Ханты-Мансийском АО. По словам источника в МПР, речь идет в основном о средних месторождениях, "гигантов там нет".
Попытка со стороны Минприроды лишить крупные компании лицензий на месторождения уже не первая. В прошлом году министерство провело инвентаризацию более чем 27 тыс. месторождений и выяснило, что более чем в половине случаев оговоренные условия соглашения не соблюдаются. Однако, как пояснили корреспонденту "НГ" в МПР, сейчас речь идет о самых крайних ситуациях: когда недропользователи систематически не выполняют важнейших условий лицензионных соглашений.
Напомним, что прошлой осенью Главное контрольное управление президента подсчитало: невыполнение лицензионных соглашений за 2000 и первую половину 2001 года стоило государству 70 млрд. руб. Лидерами в этой области как раз и стали "Газпром", который добыл на 60 млрд. куб. газа меньше, чем оговорено в лицензиях, а также "ЛУКОЙЛ", от которого условия соглашений требовали добыть нефти на 2,1 млн. тонн больше.
Однако ожидать крупного конфликта министерства с бизнесом вряд ли стоит. Государство сейчас практически не в состоянии досрочно прекратить действие лицензии. Экспертная группа МПР может выносить сколь угодно много предупреждений компаниям, однако, когда речь доходит до последней стадии - постановления об отзыве лицензий, - процесс заходит в тупик. Все дело в том, что на этом документе должны появиться две подписи - представителя федерального Центра и губернатора, на чьей территории находится месторождение. Последние чаще всего и отказываются ставить свою визу на документе. Так называемое право "второго ключа", которое имеет сегодня региональный начальник, пока перевешивает все остальные способы воздействия государства на крупный бизнес. За последнее время МПР удалось осуществить задуманное только в отношении мелких компаний. Однако еще чаще они по собственной инициативе возвращали лицензии государству, поняв, что освоение имеющихся в наличии месторождений они не потянут. Есть и другой вариант развития событий - длящиеся несколько лет судебные процессы.
Для начала МПР хочет вызвать бизнес на ковер и предложить ему по доброй воле расстаться с лицензиями. Однако новый "разбор полетов" скорее всего приведет к тому, что компании в лучшем случае представят очередные предложения по дальнейшему освоению месторождений. Механизмов наказания нарушителей у министерства, по сути, нет. Как признаются его сотрудники, сейчас у государства гораздо меньше рычагов влияния на ситуацию, нежели у крупного бизнеса. Однако совершенно очевидно, что готовящееся лишение губернаторов права "второго ключа" значительно расширит контроль государства не только над региональными лидерами, но и над крупными добывающими компаниями.