Прошедшее заседание нового состава совета директоров ОАО "Аэрофлот", избранного 25 мая годовым общим собранием акционеров, не принесло особых неожиданностей. Как и предсказывала "НГ" (27.05.02), генеральным директором остался Валерий Окулов. Сохранил свое председательское кресло в совете директоров и министр транспорта Сергей Франк.
Хотя Окулов 25 мая прошел на выборах в совет директоров с большим отрывом, прогноз о его дальнейшем избрании на пост генерального директора был далеко не однозначным. Ходили разные слухи, которые тиражировались СМИ. Будто у правительства (а у государства в новом совете директоров 7 мест из 11 и почти 52% акций) есть другие кандидатуры на пост генерального; или же председатель совета директоров станет освобожденным (а такая возможность уставом ОАО не исключается), его фигура реально будет главенствующей в компании...
Дальнейшие события укладываются в любопытный сюжет. 15 июня агентство "Интерфакс" распространило сообщение, что "Аэрофлот" - российский национальный авиаперевозчик - исключен из списка стратегических предприятий, на приватизацию которых требуется решение президента. Об этом лишении стратегического статуса в самом "Аэрофлоте", по словам его официальных лиц, ничего не известно.
Это уже новый поворот. "Аэрофлот" в перспективе может стать частной собственностью. В принципе в этом ничего плохого нет. Государство в качестве собственника проявляет себя отнюдь не с лучшей стороны. Вопрос в другом: как пройдет приватизация "Аэрофлота" - визитной карточки России, фигуранта многих межправительственных соглашений?
Правда, если верить чиновникам из Мингосимущества, в приватизационных планах этого и следующего года "Аэрофлота" нет. По-прежнему государство фактически определяет стратегию и кадровую политику компании и служит гарантом ее стабильности. Очередное внеочередное собрание акционеров совет директоров назначил на 14 сентября. Пока у миноритарщиков нет шансов расширить свое присутствие в совете директоров. Они могут только поменять людей. Ситуация может измениться, если они увеличат свой акционерный пакет, но такового пока не наблюдается.
И еще один штрих, который трудно причислить к случайным. Как раз 17 июня, в день выборов генерального директора компании, у центрального офиса компании состоялся пикет "против закупок "Аэрофлотом" иностранной авиационной техники". 22 участника этой акции московского профсоюза трудящихся авиационной промышленности понуро и безразлично держали 13 яростных плакатов, некоторые из которых были направлены персонально против Окулова. Винить его в развале авиапромышленности - явная нелепица. У "Аэрофлота" - самый большой парк Ил-96, и от заявки на его пополнение компания не отказывается. А сам Окулов - всего лишь наемный менеджер, проводящий в жизнь волю акционеров. Кому-то на руку такая возня.
Причину разрухи надобно искать в другом: в чьих-то головах. В этом будет вскоре разбираться премьер-министр Михаил Касьянов. "Мы запустили механизм лизинга, но до сих пор не ощущаем эффекта от этого, - отметил он. - С данной ситуацией предстоит разобраться". Для этого глава правительства намерен в ближайшее время собрать спецсовещание по лизингу авиатехники.