Пока правительство пытается всеми мыслимыми и немыслимыми способами зазвать в страну западных инвесторов, дабы реанимировать экономику, в России уже сформировался колоссальный внутренний инвестиционный ресурс. Речь идет о средствах, аккумулированных в страховых компаниях, которые во всем мире являются одними из крупнейших инвесторов в национальную экономику.
Еще весной правительство в целом одобрило "Концепцию развития страхования в России". Как подчеркнул глава правительства Михаил Касьянов, страховой рынок России должен стать надежной системой трансформации свободных средств населения и предприятий в долгосрочные инвестиции. Однако сегодня российский страховой рынок еще довольно молод, поэтому ему нужна определенная поддержка. Причем от государства страховщики ждут не финансовых вливаний, а определенной защиты своих интересов. Ключевым моментом является вопрос доступа иностранных страховщиков на российский рынок. Надо заметить, что по этой проблеме у правительства и страховщиков нет никаких разногласий: пока наш страховой рынок развивается экстенсивно, осваивая новые для России, но уже давно обкатанные на Западе страховые продукты, появление иностранных участников несет большой риск для отечественных компаний. Как отметил заместитель министра финансов Михаил Моторин, "чтобы окончательно открыть рынок страхования, нужно цивилизованно его создать".
Аналитики также отмечают разумность такого подхода. Вице-президент инвестиционной компании "АТОН" Александр Агибалов считает, что существующая сегодня квота в 15% уже позволяет строить свой бизнес в России заинтересованным зарубежным компаниям. А аналитик финансовой компании "Профит Хауз" Дмитрий Лукашов уверен, что на первоначальном этапе реформы важно ограничить доступ иностранных страховщиков, чтобы страховые деньги не утекали за границу и инвестиционный потенциал оставался в России.
Ускоренная же либерализация в этой области может привести к доминированию иностранных операторов не только на его отдельных сегментах, но и на всем рынке. Чем это грозит - вполне ясно. В результате для национальной экономики будет потерян крупнейший внутренний инвестор. Произойдет снижение капитализации всей отрасли за счет переориентации основной части финансовых поток на зарубежное перестрахование. Заметим, что объем страховых инвестиций в развитых странах составляет около 10% ВВП. Соответственно тот, кто "рулит" этим потоком, может оказывать существенное влияние на социально-экономическую политику государства. Кроме того, доминирующее иностранное участие на страховом рынке ограничивает возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной сфере, таких, как пенсионное и медицинское страхование. К тому же приход иностранных страховщиков сопровождается ценовым демпингом, который не оставляет шанса для развития отечественного страхового бизнеса.
Надо заметить, что российские страховщики ни в коем случае не пытаются пролоббировать идею полного запрета на приход иностранцев в Россию. Они выступают за полную либерализацию своего сектора экономики, однако проводимую последовательно и поэтапно. Тем более что существует вполне определенный перечень мер, в том числе и законодательного характера, которые необходимо учитывать до вступления России во Всемирную торговую организацию. А после того как будет сформирован и структурирован национальный рынок страховых услуг и отрасль встанет на ноги, все ограничения по доступу иностранных страховых компаний можно будет отменить полностью. И только в этом случае - в случае, когда российские компании будут конкурентоспособны, можно будет говорить о создании полноценного страхового рынка в России.
Вроде бы позиции и государственных чиновников и самих страховщиков в этом вопросе полностью совпадают - обе стороны заинтересованы в эффективном развитии национального страхового рынка. Однако на недавнем заседании президиума Всероссийского союза страховщиков (ВСС), на котором как раз и рассматривались поправки к концепции развития страхового рынка, выяснилось, что эта консолидированная позиция государства и бизнеса может встретить серьезное сопротивление со стороны отдельных депутатов, которые, казалось бы, должны также защищать интересы отечественных производителей. На том самом заседании президиума ВСС с довольно агрессивным заявлением выступил заместитель председателя комитета по бюджету Государственной Думы Владислав Резник. По его мнению, позиция российских страховщиков по вопросу либерализации доступа иностранных операторов на российский рынок неконструктивна. Все ограничительные меры для иностранцев нужно снять, кроме ограничения на деятельность в нашей стране компаний-нерезидентов, которые легко обходятся регистрацией в России "дочек". После чего Резник фактически предложил российским страховщикам "размен": они снимают требования о последовательной либерализации и поддерживают его законодательные инициативы, направленные на полное и немедленное открытие рынка, а взамен получают лояльность депутата при обсуждении Думой других законотворческих инициатив - в частности, речь в первую очередь идет о тех статьях Налогового кодекса, которые касаются страховщиков. В принципе каждый имеет право на свою точку зрения, однако подобная позиция больше похожа на шантаж, который со стороны государственных деятелей просто недопустим. Причем форма, в которой депутат высказывает свое мнение, самонадеянна: я, как член Госдумы олицетворяю собой власть, поэтому все должны прислушаться к моим словам и перестать бороться с ветряными мельницами. И тем более непонятно, почему Владислав Резник так печется об иностранных компаниях - в ущерб отечественным производителям.
Надо заметить, что Владислав Резник - фигура неоднозначная. Еще до того, как стать депутатом Государственной Думы, Резник был широко известен на страховом поле. Продав принадлежащую ему питерскую страховую компанию "Русь" немецкому перестраховочному обществу, в 1995 году он возглавил "Росгосстрах" - стал председателем правления. Оценивать его деятельность на этом посту никто не берется, но известно, что к 1998 году "Росгосстрах" оказался в тяжелом финансовом положении - объемы поступлений компании снизились на 13%. Именно тогда у сторонних наблюдателей появились подозрения, что Резник искусственно снижает стоимость компании с целью продажи ее "своим". Тогда "Росгосстрахом" заинтересовались Счетная палата, Главное государственно-правовое управление администрации президента и Госдума. После долгих судебных разбирательств приватизация компании была отменена, а Резник свой пост потерял. Учитывая такую биографию, лоббирование Резником интересов западных страховых компаний выглядит не случайным. Правда, иногда депутат напоминает Хлестакова - он готов выступать и от имени правительства, и от всех депутатов, заявляя: "Я - это правительство". В истории уже был персонаж (правда, во Франции), который любил повторять: "Государство - это я", однако тот хоть был королем. А в данном случае - "одних только курьеров тридцать пять тысяч"...