Количество желающих помочь российской экономике и найти дополнительные средства для бюджета растет с каждым днем. Однако методы спасения отечества заставляют задуматься, в каком государстве, согласно этим планам, нам придется жить через довольно короткое время.
В окружении бывшего главы Межпромбанка, а ныне сенатора Сергея Пугачева разрабатывается новая экономическая программа развития России, программа "экономической мобилизации". Об этом "НГ" стало известно от источника, близкого к авторам этого проекта. Группа разработчиков, в основном состоящая из представителей силовых ведомств с редкими "вкраплениями" экономистов, планирует завершить работу к осени 2002 года, после чего ее представят на рассмотрение президенту. Несмотря на то что документ пока не готов, те его тезисы, которые стали известны "НГ", заставляют предположить, что активизация вмешательства силовых ведомств в экономику, наблюдающаяся в последнее время, не случайна, а скорее говорит о новых тенденциях в политико-экономической системе России - страна семимильными шагами движется в сторону полицейского государства.
Основная мысль разработчиков программы сформулирована в духе совсем недавнего прошлого: экономика страны в настоящее время находится в таком состоянии, что необходимо принятие ряда жестких мер, предполагающих усиление контроля государства - хватит "играть в демократию и рынок".
Предполагается введение государственной монополии на экспорт и импорт. Для "учета и контроля" необходимо создать государственные транспортные компании, которые будут монопольно осуществлять экспортно-импортные перевозки. Финансовым обслуживанием этих транспортных компаний должны заниматься специальные уполномоченные банки.
Интересно, что некие пробные шаги в этом направлении уже сделаны. В Госдуму поступило два законопроекта: "О введении государственной монополии на экспорт отдельных товаров" и "О государственной монополии на массовый экспорт-импорт", автором которых является депутат Евгений Ищенко (группа "Народный депутат"). Первый законопроект предусматривал введение госмонополии на экспорт отдельных стратегических, в основном сырьевых товаров. По мнению депутата, только так Россия станет полноценным игроком на сырьевом рынке без посредства олигархов. В этом законопроекте предлагалась схема государственной монополии, подобная той, которая существовала в стране до 1993 года.
Второй законопроект "О государственной монополии на массовый экспорт-импорт" предлагал более жесткую схему введения государственной монополии не только на экспорт, но на импорт многих товаров российской промышленности. То, что эти нововведения противоречат всей логике развития рыночных реформ и ущемляет право субъектов хозяйственной деятельности в осуществлении экспортно-импортной политики, авторов закона нисколько не смущало. Справедливости ради надо сказать, что явное противоречие законопроектов Конституции и весьма сомнительная полезность для экономики заставили депутатов проголосовать против.
"НГ" неизвестно, связано ли появление этих законопроектов с разработкой стратегии "мобилизации экономики", однако их "своевременное" появление на Охотном Ряду наводит на размышления, что некоторая лоббистская работа авторами программы среди депутатов уже проведена. Тем более что эта новая группа спасителей российской экономики предлагает еще и введение государственных разрешений на экспортно-импортные операции - во избежание оттока капитала. А если разрешение все-таки будет получено, то все валютные операции облагодетельствованная компания должна совершать только через уполномоченные банки, в обязанность которых войдет и контроль за расходами этой организации.
Кроме того, идеологи альтернативной экономической программы советуют проводить анализ целесообразности загранпоездок граждан, напрямую связывая туристические вояжи с утечкой капитала из страны. В качестве аргументов используется простой расчет: ежегодно 20 млн. россиян, выезжая за рубеж, вывозят по 1500 долл. без спецразрешения ЦБ, и это без учета того, что каждый из них может взять с собой практически неограниченную сумму на пластиковой карточке.
В распоряжении "НГ" оказался и еще один любопытный документ, подготовленный комитетом по культуре и туризму Госдумы РФ и подписанный его председателем Николаем Губенко, - проект закона "О туризме". Причем интересен не столько сам законопроект, который призван реанимировать российский туризм, что, безусловно, дело нужное, сколько сопроводительное письмо, адресованное президенту Владимиру Путину. В нем говорится: "По данным Центрального банка о состоянии платежного баланса России (ст. "поездки"), из страны ежегодно вывозится около 11 млрд. долл. США. Выездной туризм в России является крупнейшим каналом оттока капитала за границу и составляет около 25% ее федерального бюджета". А причина, по которой несознательные российские туристы мешками везут деньги за границу, проста - "рост доходов населения в последние несколько лет в сочетании с реальным укреплением рубля привели к возобновлению докризисной поведенческой модели, когда российские туристы расходуют значительные средства на отдых за рубежом". Безусловно, проблема оттока капитала для России остается одной из самых острых, однако такой поиск денег по принципу "не там, где потеряли, а там, где светлее" вряд ли эффективен. Случайно или нет, но думский комитет по культуре и туризму, как и разработчики программы "мобилизации экономики", также увидели "виноватых" в бегстве денег из России простых граждан. А поэтому этим гражданам лучше тратить деньги на российских курортах.
Но российская экономика, несмотря на свою полную зависимость от экспорта, все-таки состоит и из других отраслей промышленности. О них разработчики программы также "позаботились", предусмотрев возможное введение обязательных госзаданий по государственным же ценам для специализированных крупных предприятий. Однако эти "справедливые госцены" больше напоминают рэкет: во все-таки пока еще существующей рыночной среде пара таких госзаданий способна разорить любую компанию. Фактически предлагается законодательно закрепить великолепный способ расправы с неугодной фирмой, разорив ее руками государства.
А чтобы обеспечить необходимую информационную поддержку "новой экономической политике", разработчики концепции предлагают повысить воспитательную роль средств массовой информации и ввести запрет на приобретение крупными бизнес-структурами любых СМИ. Это означает, что на информационном поле не останется негосударственных СМИ, поскольку "некрупные бизнес-структуры" просто финансово не потянут ни газету, ни тем более телеканал. Вряд ли такая госмонополия на информацию совместима со свободой слова.
Естественно, что подобные революционные перевороты и принятие столь непопулярных мер невозможны без "закручивания гаек". По мнению авторов программы, отсутствие порядка в стране снижает возможности мобилизации экономики, и главная роль в наведении этого самого порядка отводится силовым ведомствам. Всевозрастающее слияние чиновников с бизнесом дает все больше возможностей коррупционерам - этот тезис никаких возражений не вызывает, однако бороться с этой извечной российской бедой, по мнению разработчиков программы, можно только с помощью спецслужб. Для этого необходимо существенно увеличить штат экономического управления Федеральной службы безопасности, которое сейчас возглавляет Юрий Заостровцев. Кроме того, есть и еще одна идея, которая пока не получила должного документального оформления: на стратегически важных предприятиях должность заместителя руководителя, курирующего кадровые вопросы, должен занимать "экономический комиссар" - работник спецслужб. Кстати, идея не нова - еще в недалеком прошлом практически на любом предприятии на должности начальника отдела кадров трудился либо отставник-военный, либо если не майор на пенсии, то вполне действующий гражданин с Лубянки. Возможно негласное внедрение товарищей в погонах и в трудовой коллектив. Причем обосновывается необходимость этой меры тем, что недавно созданная финансовая разведка под руководством Виктора Зубкова работает не слишком эффективно, поэтому только путем проведения таких активных мероприятий возможно установить контроль, например, за банками.
То, что стагнирующая российская экономика требует скорейшего принятия эффективных мер, уже стало аксиомой не только для аналитиков, но и, похоже, для власти. Однако если действующая власть беспомощна, то естественно, что такая ситуация весьма удобна для лоббирования и внедрения всякого рода "мобилизационных моделей", в результате реализации которых страна превратится в большой "почтовый ящик".