Борьба с преступными капиталами начала приносить кое-какие плоды. Вчера руководители Центробанка, МВД и комитета по финансовому мониторингу поделились первыми достигнутыми результатами. Как заявил начальник Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ Алексей Орлов, на контроле министерства сейчас находится свыше 100 материалов, связанных с отмыванием преступных доходов. По его словам, по 40% этих материалов возбуждены уголовные дела, в которых фигурируют суммы от 30 до 200 млн. долл. Следствие по ним ведет Генеральная прокуратура и следственный комитет МВД. Фигурантов Орлов назвать отказался, ссылаясь на то, что дела расследуются как минимум по восемь месяцев, в то время как закон о противодействии отмыванию преступного капитала вступил в силу только в феврале текущего года.
Зампред Центробанка Виктор Мельников сообщил, что банковская система организованно и послушно подошла к требованиям закона о противодействии легализации капиталов, полученных преступных путем. По словам Мельникова, Центробанк в марте начал тотальную проверку кредитно-финансовых учреждений по проведению ими работы по борьбе с отмыванием денег - банки втянулись в эту работу и выражают большую заинтересованность в ней. И лишь немногие не соблюдают требований этого закона. Как подчеркнул Мельников, таких - "ничтожное меньшинство". Заметим, что основные требования, регламентирующие поведение банков по отношению к так называемым преступным капиталам, зафиксированы не в самом законе, а в нормативных актах ЦБ. Информация о подозрительной сделке (а к разряду таковых относятся операции, превышающие 600 тыс. руб.) должна поступить в комитет по финансовому мониторингу уже на следующий день после ее совершения. Если верить словам зампреда ЦБ, устрашающая инструкция Банка России, наряду с заявлениями его руководителей об усилении банковского надзора, была надлежащим образом воспринята российскими кредитными учреждениями.
Несмотря на то что ЦБ удалось "приструнить" банки в части выдачи информации о подозрительных операциях своих клиентов, FATF все равно не торопится выводить нас из черного списка стран, именуемых не иначе как "прачечные". Срок исключения России из этого перечня неоднократно переносился, и теперь наши чиновники надеются, что это событие произойдет осенью. Не исключено, что к тому времени уже будут обнародованы и громкие результаты расследований возбужденных уголовных дел.