Как ожидается, в ближайшее время в НК ЮКОС подведут итоги очередного конкурса на строительство инфраструктурных объектов на осваиваемом этой компанией Приобском месторождении. В рамках тендера будут, в частности, распределены подряды на строительство подводных отрезков нефтепроводов - так называемых подводных переходов. Судя по всему, победа на торгах достанется фирмам, которые сумеют предложить заказчикам из ЮКОСа экологически наиболее сбалансированные проекты.
В НК ЮКОС, не так давно вошедшей в очередной рейтинг "Файнэншл таймс" в качестве лидера российского рынка по капитализации, считают, что для занятия прочных лидерских позиций на внутреннем и внешнем рынках необходимо по примеру крупнейших западных корпораций инвестировать значительные средства в проекты, демонстрирующие в том числе и социальную ответственность компании. Одним из таких направлений в рамках стратегии ЮКОСа являются инвестиции в сохранение экологического баланса на территориях, где действуют предприятия компании.
Еще в минувшем году руководством ЮКОСа была одобрена специальная программа повышения безопасности подводных переходов, то есть отрезков трубопроводов, проложенных под водными преградами. Целью указанной программы помимо продления срока службы действующих подводных переходов является также значительное снижение риска аварий на подводных участках трубопроводов, то есть предотвращение загрязнения рек в результате разлива нефти. В рамках программы специалистам компании удалось построить современную компьютерную систему, отслеживающую состояние 250 действующих подводных переходов, комплексную оценку аварийных рисков по группе параметров, позволяющую принимать своевременные решения о замене или капитальном ремонте переходов. Уже на первом этапе реализации программы выяснилось, что в замене, реконструкции или капремонте нуждаются 162 перехода со сроками службы 10-15 лет.
Стоит отметить, что выполнение этой программы основано на применении принципиально новой технологии - так называемого способа наклонно-направленного бурения. Хотя стоимость прокладки подводных участков трубопроводов в результате применения этой технологии и возрастает, специалисты ЮКОСа убеждены, что игра стоит свеч - ведь в долгосрочном плане новая технология позволяет экономить значительные средства. По словам одного из известнейших российских специалистов в этой области, генерального директора Инвестиционной проектно-строительной компании (ИПСК) "НГС-Темпобур" Виталия Парижера, согласно прежней технологии землечерпалки рыли огромные канавы в дне реки, куда укладывались две нитки - основная и резервная - трубопровода. Рыба погибала на протяжении 10-15 километров по течению от зоны строительства, вырубались большие участки леса по берегам, и в целом на восстановление экосистемы требовалось несколько лет. Суть же новой технологии заключается в том, что в нескольких метрах под дном реки и в сотне метров от берегов пробуривается туннель (так называемая пилотная скважина), по которому прокладывают трубопровод (дюкер). При этом воздействие на речную экосистему практически исключается, сокращаются площади, отводимые под строительство, срок службы перехода возрастает до 30 лет, а его надежность настолько высока, что необходимости в прокладке резервной нитки уже нет.
При освоении Приобки ставка также сделана на применение именно этой технологии. Стоит также отметить, что специалисты ЮКОСа внедряют на месторождении также усиленные меры защиты от особо сильных паводков, применяют более компактные схемы размещения скважин на "кустовых площадках", а также широко используют установки для утилизации попутного газа - раньше, как известно, российские нефтяники попросту сжигали голубое топливо, и горящие газовые факелы были неотъемлемой частью пейзажа месторождений.
Специалисты "НГС-Темпобур", также участвующей в тендере, надеются на расширение сотрудничества с НК ЮКОС. По данным пресс-службы этой инжиниринговой компании, "НГС-Темпобур" построила за последние два года для заказчиков из ЮКОСа 82 перехода, и по результатам этой работы Виталий Парижер был представлен к ежегодной премии правительства РФ в области науки и техники. Всего же за последние годы фирмой реализовано около 120 проектов строительства подводных участков нефтепроводов (большинство из них - в сотрудничестве с ульяновским ООО "ВИС-МОС", обладателем крупнейшего в России и Европе парка буровой техники).