Сегодня депутаты Госдумы рассмотрят законопроект "О Центральном банке РФ (Банке России)" в третьем чтении. Скорее всего сенсаций не будет, документ получит одобрение, так как почти полностью согласован с правительством, что в законодательной практике случается редко. Однако это не значит, что борьба вокруг законопроекта на этом будет завершена. Камнем преткновения остается положение, ограничивающее полномочия ЦБ по проверке коммерческих банков. Как заявил 22 мая вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, он будет выступать за наложение вето, если эта статья пройдет в проголосованной во втором чтении редакции. "Зарубить из-за этого законопроект было бы большой ошибкой", - так вчера оценил позицию Минфина председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов.
Суть спора в следующем. Депутаты выступают за то, чтобы существенно урезать полномочия ЦБ, касающиеся контрольно-проверочной деятельности. Во втором чтении была одобрена норма, согласно которой Центробанку разрешается проводить в коммерческих банках не более одной проверки за отчетный период по одним и тем же вопросам. Повторная проверка может быть назначена только в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитно-финансовой организации. Не допускается также проведение повторных проверок со стороны ЦБ в порядке контроля за деятельностью своих территориальных учреждений по итогам уже проведенных ими контрольных мероприятий. В таких случаях повторная проверка банка может проводиться ЦБ только на основании мотивированного решения совета директоров уже проверенного учреждения.
Аргументы депутатов просты. "Надо прекратить "государственный рэкет" в банковской сфере, - так обозначил вчера свою позицию Валерий Зубов. - Заложенная в законопроект норма заставит Центробанк резко поднять качество контрольно-проверочной работы". По его мнению, это принципиальный вопрос, так как нынешняя практика бесконечных проверок и перепроверок просто дезорганизует деятельность кредитно-финансовых учреждений, порождает почву для вымогательства, взяточничества и коррупции.
Минфин же придерживается прямо противоположной точки зрения, и, как считает глава ведомства Алексей Кудрин, новая норма вяжет руки Центробанка в осуществлении проверочной деятельности, резко сужает возможности государства и ЦБ по усилению банковского надзора. Следствием этого станет увеличение правонарушений и преступлений в банковской сфере. Более того, новый закон будет противоречить базельским принципам эффективного банковского надзора, согласно которым надзорный орган должен иметь возможность беспрепятственной проверки поднадзорных банков. Валерий Зубов убежден, что никаких несоответствий с Базельским соглашением данная норма российского законопроекта не имеет. Он полагает, что спор решит само время. "Давайте дадим закону год поработать, и жизнь сама сама рассудит, кто прав, - считает он. - В конце концов всегда можно вернуться к старой норме, хотя, я абсолютно уверен, такой необходимости не возникнет".
Теоретически депутаты могут вернуть законопроект во второе чтение, чтобы рассмотреть компромиссные варианты, однако, учитывая то обстоятельство, что протест Алексея Кудрина во втором чтении уже был проигнорирован, вряд ли законодатели пойдут на попятную. Тем не менее пока никто не дает гарантий, что позицию Кудрина не поддержит Совет Федерации или же в качестве последней инстанции - президент.