Российское правительство придумало, как "приручить" свободные экономические зоны. Их уже не собираются уничтожать. Вместо этого СЭЗ планируется использовать для спасения умирающих отраслей российской экономики. Соответствующий законопроект "Об особых экономических зонах в РФ" уже передан в правительство и будет рассмотрен на его заседании 13 июня.
Напомним, что самые известные российские свободные экономические зоны - это Алтай, Бурятия, Калининград, Калмыкия, Эвенкийский автономный округ, Смоленская область и город Углич в Ярославской области. Опыт создания свободных экономических зон в России принято считать неудачным. Год назад, когда Министерство финансов представило свою программу развития "Бюджетный федерализм", была даже озвучена идея о ликвидации СЭЗ. Тогда отмечалось, что многие экономические зоны были созданы искусственно, без реальных к тому предпосылок и в итоге превратились в офшорные "дыры" для прокачки капитала. В соответствии с программой Минфина внутренние офшоры должны были прекратить свое существование к 2005 году.
Помимо этого вступивший в силу Налоговый кодекс лишил свободные экономические зоны важной льготы: товары, вывозимые из свободных экономических зон на основную территорию России, стали облагаться НДС и акцизами. Ведь НК вообще разрабатывался с ориентацией на уменьшение общего количества налоговых льгот, и никаких особых налоговых режимов для свободных экономических зон в нем уже не предусматривалось. Однако экономика многих регионов, где действовали СЭЗ (в первую очередь Калининграда), сложилась именно с учетом существования преференций, а отмена привилегий влекла за собой непредсказуемые последствия.
Новый закон о свободных экономических зонах является своего рода попыткой реанимации и внутренних офшоров. Только теперь их предлагается формировать по отраслевому принципу. В частности, Министерство промышленности, науки и технологий предлагает освободить действующие в свободных экономических зонах предприятия от налога на прибыль на 3-5 лет и предоставить им льготы по растаможиванию комплектующих для автомобилей. По словам руководителя этого министерства Ильи Клебанова, это предложение содержится во внесенном в правительство новом варианте закона о СЭЗ. Причем именно на такой политике реанимации офшоров строятся и разработанные в Минпромнауки программы реформирования автопрома, лесной промышленности, металлургии и других отраслей.
Собственно, идея эта не нова. После экономического кризиса 1998 года предпринимались попытки создания СЭЗ чуть ли не на базе отдельных предприятий, но тогда для этого не обнаружилось необходимой законодательной базы, и дело ограничилось лишь разговорами. Теперь же тезис о создании профильных экономических зон предлагается на государственном уровне. По мнению Минпромнауки, нужны как минимум 3-4 особые экономические зоны, которые будут заниматься только производством автомобильных комплектующих.