Минфин намерен смягчить порядок получения внешних заимствований субъектами Федерации. Поправки к Бюджетному кодексу, преследующие именно эту цель, уже подготовлены и переданы в правительство. Об этом заявила заместитель министра финансов Белла Златкис. Если предложения Минфина будут одобрены Госдумой, особенно большие изменения претерпит долговой раздел Бюджетного кодекса - по словам Беллы Златкис, в предложенном проекте он "переписан абсолютно".
Как сообщили в комитете по делам Федерации и региональной политики Госдумы, проект поправок с комитетом не согласовывался и является отражением позиции министерства. "Минфин крепко обжегся на ситуации 1998 года, - сказал корреспонденту "НГ" советник комитета Владимир Матвеев. - Дефолт привел к тому, что многие субъекты Федерации, набравшись внешних заимствований, оказались несостоятельными и их долги тяжким бременем легли на федеральный бюджет". После этого была жестко ограничена самостоятельность регионов в осуществлении внешних заимствований. Как гласит ст. 103 Бюджетного кодекса, право брать взаймы за границей ныне принадлежит только Российской Федерации. От ее имени внешние заимствования могут осуществлять правительство либо уполномоченный правительством ответственный федеральный орган. Брать деньги у иностранных кредиторов через федеральный Центр для регионов очень хлопотно и неудобно, они требуют большей свободы. "Для того чтобы увеличить потоки зарубежных инвестиций в регионы, безусловно, необходимо ослабить некоторые ограничения, что и делает Минфин, - считает Владимир Матвеев. - Однако не стоит надеяться, что диапазон этих послаблений будет очень широк - жестокий урок 1998 года породил у минфиновцев синдром перестраховки".
В регионах инициатива Минфина, безусловно, будет встречена в целом с одобрением, хотя и не всеми. "Мы приветствуем все меры, которые облегчат субъектам Федерации доступ к иностранным инвестициям, - заявил корреспонденту "НГ" первый заместитель представителя Республики Саха (Якутия) Николай Галкин. - Однако какие бы свободы в этом плане ни предоставлял Минфин, воспользоваться ими смогут только самодостаточные в бюджетном плане регионы". По мнению Галкина, внешние заимствования смогут осуществлять только недотационные субъекты Федерации - те, кто имеет что положить под залог, чтобы получить гарантии соответствующих банков, у кого имеются высоколиквидные активы. "Федеральное правительство в любом случае не захочет выступать гарантом погашения долгов, - считает Николай Галкин. - А посему регионам, которые принято называть дотационными, от предоставленных послаблений будет ни холодно ни жарко".
Судя по всему, особенно тщательно будут отрабатываться условия выхода субъектов Федерации на внешний рынок. Авторы поправок стремятся к тому, чтобы баланс послаблений и жестких ограничений обеспечивал главное условие - внешний долг региона не должен превращаться в федеральный долг. "Подход к внешним заимствованиям будет либерализован, но он будет ограничен для субъектов Федерации, имеющих большие проблемы с бюджетом", - заявила Златкис. Скорее всего, как считают эксперты, будет установлен определенный "порог бюджетной состоятельности". Учитывая, что подавляющее большинство регионов являются дотационными, перешагнуть его на пути к заветным внешним заимствованиям удастся немногим.