Дмитрий Дружинин, аналитик ИК "Проспект":
Решение было вполне ожидаемым. Я считал и считаю, что Россия компенсирует потери, вызванные сокращением экспорта, уже в течение июня, а вот дальнейшее увеличение - дело третьего квартала. Графики прокачки, впрочем, уже сверстаны, и менять их никто не станет. Несмотря на то что ОПЕК превысила собственные квоты, цены, которые достигли высшей точки в мае, пусть и несколько снизятся, но останутся в рамках 22-24 долларов за баррель. Эта цена - очень хорошая, и с учетом роста экспорта повысятся прибыли нефтяных компаний, а также увеличатся доходы государства.
У всей системы "Транснефти" сейчас не грандиозный запас нефти, и есть выход самый краткий, не требующий затрат: экспорт нефти в Украину, Белоруссию и Литву с последующей переработкой и экспортом готовой продукции. БТС-2 только появится в следующем году, и до этого времени такой способ очень привлекателен. Кроме того, строительство нефтепродуктопроводов позволит увеличить экспорт готовой продукции. Рост поставок на 150 000 баррелей компании, не сокращая поставок в СНГ, могут легко потянуть. Что касается того, что лежит сверх этой цифры, то нужно будет увеличивать сырьевой экспорт. Разные компании будут действовать по-разному. "ЛУКОЙЛ" имеет сбытовую сеть в Европе, ЮКОС пытается такую сеть купить, и они скорее всего будут продавать готовые нефтепродукты. Другие нефтяные компании будут продавать нефть в чистом виде.
Денис Матафонов, аналитик ИК "Центринвест":
То, что мы увеличиваем экспорт, - скорее стратегическое направление, по которому Россия старается предстать перед Америкой в качестве стратегического партнера и избавить США от зависимости от настроений арабов, получив при этом свои политические выгоды. Именно поэтому Касьянов регулярно встречается с главами российских нефтяных компаний. Я слышал, что недавно им подписано некое неафишируемое постановление по нефтяному экспорту, подтверждающее эту версию. Нефть - пока единственный стабильный источник дохода для России и ее бюджета. Но сейчас не самое удачное время для повышения экспорта - цены еще не столь велики, чтобы можно было начинать такие игры с ОПЕК.
ОПЕК может сбросить цены на нефть, чтобы разделаться с Россией и Норвегией, "открыть кран", чтобы залить мир дешевой нефтью, однако для стран ОПЕК резкое снижение прибыли от продаж нефти может обойтись еще дороже. Такой шаг с их стороны возможен - но маловероятен.
Константин Чернышев, начальник информационно-аналитического отдела ИБГ "НИКойл":
Наработки, возникшие за полгода сокращения экспорта, можно будет использовать и в дальнейшем. Но и традиционный экспорт может расшириться. Последний диалог между Россией и США показывает, что Россия готова увеличить свои поставки в Америку. Возникает, конечно, транспортная проблема, наши восточные мощности не способны резко увеличить объем прокачки через Сибирь и Дальний Восток. Потребуются вложения. Это будет, в свою очередь, зависеть от стабильности цен на мировом рынке. Теоретически американцы, если они заинтересуются таким альтернативным источником энергоносителей всерьез, тоже могут вложиться в подобный проект, но это вопрос, который не решится быстро. Основным условием станет улучшение общей ситуации в России, инвестиционного климата, гарантий необратимости реформ.
А вот на вопрос, снизятся ли цены на нефть, однозначного ответа пока нет - ведь ОПЕК сама не отличается дисциплиной в отношении собственных квот, да и реальный экспорт России тоже не был так уж сильно сокращен. Шел реэкспорт через Белоруссию, изыскивались другие способы. Это скорее психологическая мера, и в соответствующем масштабе она и повлияет на рынок. ОПЕК будет, судя по заявлениям руководителей этой организации, придерживаться прежней политики, так что у цен на нефть есть хороший шанс удержаться на высоком уровне. Надежда на окончание рецессии в мировой экономике тоже поддерживает высокие цены.
Владимир Детинич, аналитик ИК "Атон":
ОПЕК угрожала ценовой войной в конце прошлого года - перед тем, как были заключены соглашения об ограничении экспорта. Но тогда цены действительно падали. А теперь цены высоки, и ОПЕК будет делать вид, что не замечает нашего увеличения экспорта, а наши будут делать вид, что не очень-то его и увеличили. Пока цена держится выше 25, даже 20 долларов за баррель, вероятность агрессивных действий со стороны ОПЕК небольшая.
Разумеется, линия на увеличение доли в экспорте готовых нефтепродуктов будет продолжаться, и здесь есть две крупные выгоды - во-первых, более высокая добавленная стоимость, а во-вторых, экспорт нефтепродуктов никогда не подпадал и не подпадет под ограничения ОПЕК. Многие события последнего года вынудили российских участников, вплоть до правительственного уровня, развивать эту линию нефтяного экспорта как стратегическую.
Западные же страны заинтересованы в поставках дешевых нефтепродуктов и энергоносителей. И более того, в диверсификации этих поставок, чтобы были разнообразные их источники. Не заинтересованы в таком развитии событий будут только владельцы западных НПЗ, но их голоса не будут иметь достаточного веса, тем более что наши нефтяные компании имеют и приобретают свои сбытовые сети, так что практически будут поставлять нефтепродукты сами себе, никаких претензий к ним и быть не может.
Прямые поставки нефти в Америку исключаются. Наши порты принимать сверхбольшие танкеры, которыми имеет смысл перевозить нефть в США, не могут, все равно придется перекачивать нефть через Европу. А "сахалинский проект" - это пока дело будущего.