Автомобиль постепенно становится все более дорогим удовольствием, на которое у его владельца уходит приличное количество кровных рублей. И дело даже не в грядущем подорожании отечественных машин и роста цен на иномарки из-за повышения импортных пошлин. И если многие покупают легковушку один раз в несколько лет, а то и раз в жизни, то у каждого автолюбителя возникают повседневные расходы, в первую очередь на ремонт и бензин.
Именно дешевый бензин долго был гордостью нашей страны. Но в последнее время наметилась четкая тенденция к постепенному подорожанию горюче-смазочных материалов. Начавшийся рост цен на основные топливные марки был отмечен еще в конце апреля, когда стоимость бензина поднялась на 2,1%. Тогда средние потребительские цены в целом по России составили 7,36 руб. за литр. На этом рост не остановился. Еще через некоторое время Госкомстат объявил об очередном подъеме - на сей раз на 0,8%. В итоге в середине мая бензин марки А-76 стоил 6,42 руб. за литр, Аи-92 - 7,84 руб., Аи-95 - 9,11 руб. Длительное время повышение происходило то в одном, то в другом регионе страны, не доходя до центральных городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Но волна повсеместного роста цен на автомобильное топливо все-таки докатилась и до этих регионов. На прошлой неделе в Северной столице подскочила стоимость наиболее ходового 92-го бензина. О 10-процентном повышении заявил целый ряд ведущих топливных компаний, которые контролируют около 30% городских автозаправочных станций. В результате цены выросли на 0,7 руб. - до 8,3 руб. за литр.
Эксперты объясняют ситуацию достаточно просто. Рост цен на зарубежных рынках вкупе с увеличением спроса на нефтепродукты сделал выгодным для российских производителей экспорт автомобильного топлива, тем более что экспортные пошлины на различные марки бензина мало варьируются. Естественно, что нефтеперерабатывающие заводы поднимают оптовые цены, а через некоторое время к ним подтягиваются и розничные. Также отмечается, что текущий рост не носит сезонного характера и может продолжиться до конца лета.
Свое видение на ситуацию, сложившуюся на рынке горюче-смазочных материалов, есть и в регионах. Так, губернатор Алтайского края Александр Суриков обвинил во всех бедах неграмотную правительственную политику. По его мнению, кабинет министров долго говорил об увеличении экспортных таможенных пошлин на нефть, и, когда их все-таки подняли, нефтяные компании попытались сохранить доходы за счет повышения внутренних цен. За границу стало уходить больше нефти, и образовался дефицит топлива на внутреннем рынке. Нынешнее положение вызвано отсутствием целостной стратегии развития энергетики. Губернатор края назвал решения кабинета министров по этому вопросу неправильными и сиюминутными и намерен для противодействия такой политике обратиться в Совет Федерации.
Однако отечественным автовладельцам грех жаловаться на растущие цены автотоплива и искать виновного в этом. В Европе и США ситуация с моторным топливом еще более тягостная в нашем понимании. Из-за сырьевой зависимости от основных экспортеров нефти и нефтепродуктов средняя стоимость бензина на Западе больше, чем в России. В ближайшее время в Европе ожидается резкий скачок цен до 1,46 долл. за галлон (10,3 руб. за литр).