Министерство по антимонопольной политике прогнулось! Начавшийся полгода назад конфликт между МАПом и Государственным таможенным комитетом вокруг изданного последним приказа # 847 наконец-то разрешился... в пользу таможенников. Теперь иностранные автопроизводители могут спать спокойно: ничто не мешает им без лишних бюрократических проволочек поставлять продукцию на российский рынок.
В августе прошлого года ГТК выпустил из своих стен пресловутый приказ # 847 "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств", согласно которому предусматривалась специальная процедура ввоза автомобилей официальными импортерами, уполномоченными фирмами-производителями. К документу были составлены "белые списки" организаций, куда входят 31 автокомпания и 240 дилеров, имеющих право на упрощенную процедуру ввоза автомобилей по инвойсам (справкам-счетам) фирм-производителей. Таким образом ГТК намеревался упорядочить и облегчить процесс прохождения таможенного контроля огромного количества иномарок.
Но что ГТК хорошо, МАПу смерть. Увидев в приказе нарушение Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", министерство предприняло попытку отменить его действие. Ответные доводы ГТК о том, что документ направлен на профилактику таможенных правонарушений при импорте автомобилей, а установленные в нем требования, предъявляемые к организациям, претендующим на включение в перечень, делают список абсолютно открытым, не возымели должного результата.
Уже осенью прошлого года МАП начал ходить по всевозможным инстанциям с целью заручиться заключением о незаконности приказа # 847. Но, как только такой вердикт выносился, ГТК сразу же отменял предыдущее постановление и издавал точно такое же новое - и МАПу приходилось начинать все заново. К нескончаемой разборке подключился Автомобильный комитет Европейского делового клуба, пригрозивший в случае отмены приказа # 847 прекращением иностранных инвестиций в российское автопроизводство, резким сокращением импорта иномарок и заявивший об опасности, нависшей над возможностями осуществления цивилизованного бизнеса в России.
В конце концов антимонопольщики решили пойти напрямую в суд, и, когда казалось, что победа останется за министерством, суд решил дело в пользу ГТК. И уже целую неделю приказ таможни действует на вполне законных основаниях. Однако в МАПе пока не собираются сдаваться и снова ринутся в бой после получения официального определения арбитражного суда.
По своей сути документ ГТК не так уж плох. Благодаря упрощенной процедуре ввоза иномарок официальными дилерами к нам поступают автомобили, сделанные с учетом специфики страны. Зато производитель гарантирует соответствующее законодательству оформление транспортного средства, а также его качественное послепродажное обслуживание. Иномарки, поставляемые по другим каналам, в своем большинстве покупаются на вторичном рынке западных стран и не адаптированы к нашим условиям. Кроме того, такой импорт сопряжен с опасностью появления в России огромного числа угнанных в Европе и разыскиваемых Интерполом машин, покупатели которых в один прекрасный день могут остаться без своего приобретения. Еще более красноречиво за упрощенную схему ввоза иномарок говорят цифры: в первом квартале 2002 года почти 90% импортных машин ввезли в Россию официальные дилеры.