То, что сейчас происходит на российском автомобильном рынке, напоминает затишье перед самой настоящей бурей. Одобренная в конце марта концепция развития отечественного автопрома до 2010 года уже практически готова к окончательному подписанию, и, возможно, уже с июня правительство займется ее реализацией. Борьба за интересы отечественного автопроизводителя началась фактически год назад, когда с их же подачи президент озвучил идею ограничить ввоз иномарок.
Одним из пунктов концепции кабинета министров как раз и является значительное повышение пошлин на иномарки. Причем если сначала планировалось задушить только рынок подержанных машин, то позже под опалу попали и новенькие иностранные авто. Но все-таки наиболее ощутимый удар сделан по машинам старше 7 лет. Генераторы идеи запрещения ввоза старых автомобилей указывают на Европу, где уже принята резолюция, обязывающая заводы-изготовители утилизировать семилетние машины, так как их дальнейшая эксплуатация ухудшает экологическую обстановку и портит статистику дорожно-транспортных происшествий. Опасаясь того, что после этого решения Евросоюза к нам хлынет множество хорошо подержанных машин, правительство пытается прикрыть рынок семилетних автомобилей.
На самом деле все намного проще. Автостарушки являются сегодня основными конкурентами новых отечественных машин. По соотношению "цена-качество" европейские модели начала 90-х годов выглядят "аппетитнее" новых "Жигулей", если, конечно, находились до этого в хороших руках. По идее, значительное повышение пошлин на семилетние автомобили должно бы было привести к росту спроса на свежие иномарки. Но и здесь правительство подстраховалось: новые иномарки были приравнены к семилетним, и если изначально планировалось пошлину на новые машины поднять с 25 до 35% только через три года, то теперь хотят сделать это сразу же.
В любом случае большей части любителей комфортной езды скоро станет не по карману покупать ни подержанные, ни тем более новые иномарки. Покупка машины в Европе с целью перегона в Россию станет дорогим удовольствием, поскольку только за растаможку придется отдать около 130% стоимости автомобиля. В итоге цена иномарки станет намного больше даже планируемой стоимости отечественных машин.
Цены на российские автомобили тоже растут с каждым днем. Согласно концепции, через три года в стране должны появиться технически и экологически нормальные, к тому же еще и недорогие транспортные средства. Недорогие в понимании Министерства промышленности, науки и технологии, разрабатывавшего документ, это в пределах 7-8 тыс. долл. А в 2007-2010 годах средняя стоимость автомобиля российского производства составит уже 8-10 тыс. долл. Между тем производители уже потихоньку приближаются к планируемому порогу, поднимая цены на свою продукцию. Одним из первых это сделал "АвтоВАЗ": характерно, что вазовские автомобили стали дорожать после принятия правительственной концепции. В конце апреля модельный ряд тольяттинских машин вырос в цене в среднем на 1,85%. Месяц назад больше всего подорожали достаточно популярные модели "ВАЗ-2110": их стоимость поднялась на 6 тыс. руб. На 1 тыс. руб. подорожали комплектации автомобилей 7-й модели.
Но на этом Волжский завод решил не останавливаться. С завтрашнего дня "АвтоВАЗ" снова собирается повысить отпускные цены. Соответствующий протокол новых расценок уже подписан руководством предприятия. Как сообщается, средний рост по всему модельному ряду составит около 3%. Однако по некоторым моделям, в частности хорошо продаваемым переднеприводным автомобилям, повышение цен будет более существенным. То есть можно ожидать, что на этой неделе популярные "ВАЗ-2108", "ВАЗ-2109" и "ВАЗ-2110", а также их модификации подорожают еще на 200-300 долл. Да и планы на этот год у "АвтоВАЗа" удручающие для любителей отечественного авто. В отделе по маркетингу и сбыту заявили, что к концу текущего года цены на вазовскую продукцию вырастут в среднем на 12%, в случае если инфляция будет соответствовать запланированным в бюджете коэффициентам. На предприятии также отмечают, что отпускные цены завода полностью соответствуют растущей инфляции. В остальном все зависит от официальных дилеров, устанавливающих розничные цены, а их уже предприятие не в состоянии контролировать. Интересно, однако, заложен ли в эти планы расчет на концепцию поддержки российского автомобилестроения или рост цен на продукцию в итоге опередит инфляцию?
В действительности без постепенного подъема стоимости конечной продукции предприятий дальнейшее развитие отрасли в принципе невозможно. Правительственная концепция отмечает, что цены на энергоносители увеличиваются, а с ними и расходы на перевозки и т.д. А поскольку резервы экономики автопроизводители уже исчерпали, то деваться потребителям некуда. В кабинете министров эту ситуацию назвали "опережающим ростом издержек в автомобилестроении". Для разработки новой модели и налаживания ее производства необходим не один миллиард долларов. В Европе только на проектирование машины уходит больше 1 млрд. долл. Куда же деваться автозаводам, если до 2010 года правительство им выделяет тот самый 1 млрд.? Такие кредиты банки не дадут, поскольку автомобильные предприятия не могут гарантировать их возврат, а получить деньги под правительственные гарантии тоже невозможно. Кабинет министров на это не идет.
Остается только одно средство - получать дополнительные инвестиции с продаж. А этому должны способствовать новые импортные пошлины, которые заставят граждан приобретать отечественные автомобили. При подорожании продукции отечественного автопрома еще на 500 долл. выпуск и реализация миллиона машин принесут предприятию порядка 700 млн. долл.
Если с рынком отечественных автомобилей все более или менее понятно, то, что теперь будет с иномарками, остается неясным. Вряд ли россияне бросятся сразу же покупать "Жигули" и "Волги" - к хорошему быстро привыкаешь. Но уже в ближайшее время купить хорошую иномарку, пусть даже и подержанную, многим будет накладно. Не исключено, что в ближайшее время на рынке импортных автомобилей произойдет настоящий бум. Пока в действие еще не вступили новые пошлины, автолюбители постараются купить себе заграничную машину по доступным для них ценам. Если этого не сделать сейчас, то потом будет поздно. Но без господдержки отечественного производителя придется еще очень долго жаловаться на российские машины и называть их "консервными банками". И у последних есть некоторые преимущества перед своими иностранными конкурентами, тем более что "лучше плохо ехать, чем хорошо идти".
=== ТАБЛИЦЫ ===
Средние цены на наиболее популярные легковые автомобили отечественного производства (в долл.)
Модель Дилерская Цена
цена нового подержанного
автомобиля автомобиля
(1999 год)*
ВАЗ-21043 3500 2400
ВАЗ-21047 3600 2600
ВАЗ-21053 3200 2200
ВАЗ-2106 3300 2300
ВАЗ-2107 3400 2600
ВАЗ-21083 4400 3300
ВАЗ-21083i 4500 -
ВАЗ-21093 4500 3500
ВАЗ-21099 4800 3700
ВАЗ-2110 5700 4200
ВАЗ-21108 8000 -
ВАЗ-2111 5700 4500
ВАЗ-2112 5700 4600
ВАЗ-2114i 5200 -
ВАЗ-2120 6200 -
ВАЗ-2121 7100 -
ВАЗ-2123 12200 -
ВАЗ-2131 5600 4000
ГАЗ-3110-411 4700 3400
ГАЗ-3110-600 7000 -
ГАЗ-3102-101 8000 -
ГАЗ-3111 13700 -
ГАЗ-3221 "Газель" 6800 -
ГАЗ-2217 "Баргузин" 6900 -
Москвич-2141 (1997 год) - 1500
Москвич-Святогор 4000 2700
Владимир 4700 -
ИЖ-2126 2900 2100
"Ока" 2300 -
(*) Приведены цены в среднем по России на автомобили в хорошем состоянии
(-) Данные отсутствуют или в этом году модель не выпускалась
Средние цены на наиболее популярные легковые автомобили иностранного производства (в долл.)
Модель Дилерская Цена
цена нового подержанного
автомобиля автомобиля
(2002-2001 (1999 год
год выпуска) выпуска)*
Audi A4 24160 14500
Audi A6 35230 19500
Audi A8 52160 34000
BMW 3-й серии 26350 17300
BMW 5-й серии 45000 20900
BMW X-5 60000 -
Citroen Berlingo 13000 -
Citroen C5 32500 -
Daewoo Nexia 8300 5400
Ford Focus 15400 11500
Ford Mondeo 23600 9700
Ford Explorer 44500 22000
Ford Expedition 55900 25200
Honda CR-V 25500 18100
Honda XR-V 21900 14900
Hyundai Accent 9900 6000
Jaguar S-Type 50000 -
Jaguar X-Type 39000 -
Jeep Cherokee 27000 20000
Jeep Grand Cherokee 52400 29700
Lexus RX300 49000 32600
Lexus LS430 82800 -
Mercedes C240 35000 -
Mercedes CL500 114000 -
Mercedes E240 22500 -
Mercedes S600 130000 -
Mercedes ML320 51000 35300
Mitsubishi Carisma 15000 10400
Mitsubishi Galant 21500 14600
Mitsubishi Pajero 48000 22700
Nissan Almera 13500 9100
Nissan Maxima 27500 16500
Nissan Patrol 43500 -
Opel Omega 24750 12700
Opel Vectra 16000 10500
Peugeot 206 12500 -
Peugeot 406 16500 12200
Renault Megane 13500 9000
Renault Clio 8500 -
Skoda Fabia 9500 7500
Skoda Octavia 17000 12100
Toyota Avensis 22200 12000
Toyota Corolla 12900 9500
Toyota Land Cruiser 63000 37400
Toyota RAV4 28000 17100
Volkswagen Bora 16200 14500
Volkswagen Golf 15900 11600
Volkswagen Passat 20900 14500
Volkswagen Polo 12500 -
Volvo S40 18000 12000
Volvo S60 28000 -
Volvo S80 31600 26000
Volvo V70 30900 18700
Volvo V70 Cross Country 41000 22800
(*) Приведены цены в среднем по России на автомобили в хорошем состоянии
(-) Данные отсутствуют или в этом году модель не выпускалась