Николай Соболев, председатель правления Промторгбанка
1. Я думаю, что сугубо операционную. То есть она должна быть цеховым лоббистом в регулирующих органах и в правительстве "приземленных" и технических интересов банков. Сейчас Ассоциация российских банков принимает участие в реформе банковской системы: есть представители Московского банковского союза, АРБ и другие. Они разные: есть квалифицированные, а есть скорее решающие политические проблемы. А потом у нас сам процесс законотворчества устроен забавно, и некоторые вещи пишутся под конкретные компании и банки. Хотелось бы, чтобы этого было поменьше.
2. Конечно, у него должен быть опыт: понятно, что он обязан разбираться в предмете. Это вещь очевидная. Другое дело, что он должен быть операционным человеком, сугубо прикладным - решать конкретные задачи, поставленные жизнью, банками; решать их операционно и функционально. Условно говоря, в начале года поставили несколько задач: пошел - решил, не пошел - не решил. Такой прикладной характер должен носить человек.
Елена Ширинская, заместитель председателя правления Европейского трастового банка (АКБ "Евротраст")
1. С точки зрения банкиров, им нужна та площадка, та ассоциация, тот орган, где они могли бы обсуждать все свои проблемы, консолидироваться там и потом со своими замечаниями и предложениями выступать в законодательных органах. Для этих целей ассоциация и была создана. Поскольку в АРБ много различных секций, то все зависит от активности их руководителей. Два года назад мы обратились к ассоциации с предложением стать учредителем Клуба банковских аналитиков. Ассоциация очень живо откликнулась и стала учредителем наряду с Финансовой академией, принимала достаточно активное участие во всех семинарах, которые мы организовывали, и все наши просьбы и пожелания нормально воспринимала. Понятно, конечно, ее активность хотелось бы видеть в большем разрезе, в большем аспекте. Естественно, что банковский кризис 1995 года как-то сказался на работе АРБ. Еще тогда мы собирались за круглыми столами, но, к сожалению, не всего добились. По крайней мере какая-то площадка для создания единого информационного пространства была. В любом случае ассоциация банкам нужна.
2. Он должен быть личностью известной, с авторитетом и с хорошей репутацией, знать тонкости банковского дела. Промелькнула фамилия Геращенко - идея, кстати, очень интересная. Сегодня, наверное, необходима личность энергичная и динамичная. Нужны работающие комитеты, которые постоянно будут теребить банки, жить их проблемами, постоянно предлагать и вести дискуссии на различные темы. Другое дело, что для активной деятельности требуется бюджет. На филантропических началах освобожденные деятели там работать не будут, либо будут работать те банкиры, которым нужна какая-то имиджевая поддержка. Если будут деньги, то там будут работать профессионалы, нет - энтузиасты.
Алексей Соколов, председатель правления Банка ЗЕНИТ
1. АРБ участвует в обсуждении довольно многих проблем, стоящих перед банковским сообществом. По многим из этих вопросов Ассоциация направляет в различные инстанция письма, предложения. Однако большинство проблем остаются нерешенными. Дело, видимо, в том, что ассоциация не пользуется достаточным влиянием в обществе и в государственных органах. И для того чтобы всерьез исправить положение, недостаточно провести несколько сверхплановых семинаров и дать серию дополнительных интервью в прессе. АРБ должна перейти в принципиально новое качество, она должна превратиться из просителя в активного участника событий. А это возможно только в том случае, если у ассоциации будет самостоятельная роль, своя работа в процессе развития банковской сферы. Сделать эту работу может саморегулируемая организация, которая реально влияет на процессы внутри банковского сообщества и уже на этом весомом основании претендует на то, чтобы ее услышали и за пределами сообщества - в госорганах и Центробанке. Вот такой статус саморегулируемой организации и должна приобрести АРБ.