На днях в Москве было подписано соглашение, в соответствии с которым группа "Каскол" становится основным российским партнером компании "Эрбас" - одного из двух ведущих мировых производителей магистральных авиалайнеров. Документ развивает положения соглашения о стратегическом партнерстве, заключенного в июле прошлого года Росавиакосмосом и европейским концерном EADS (ему принадлежит 80% акций "Эрбас индастри").
В Москве намечено создать инженерный центр, который будет участвовать в разработке элементов конструкции аэробусов и размещать заказы на предприятиях российского авиапрома. Фирмы, ассоциированные с "Касколом", и прежде всего нижегородские "Сокол" и "Гидромаш" уже несколько лет поставляют агрегаты и узлы для европейских машин. Их стратегия состоит в освоении рынка комплектующих, объем которого составляет примерно 15 млрд. долл. в год на североамериканском и 10-12 млрд. долл. на европейском направлениях. В начале 90-х годов Россия упустила этот рынок, не желая помогать, как тогда казалось, конкурентам. Место было занято фирмами Китая и стран Юго-Восточной Азии. Ныне стало ясно, что наши самолеты почти не имеют шансов потеснить "Боинг" и "Эрбас" (доля РФ на мировом рынке коммерческих самолетов составляет менее 1%, США - более 50%, ЕС - 33%).
Сегодня в мировом разделении труда в авиационной отрасли заметно лишь участие отдельных отечественных предприятий, специализирующихся на переработке сырья. Это прежде всего Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, поставляющее титан и изделия из него и "Боингу", и "Эрбасу". В ближайшие 2-3 месяца "Эрбас" намерен подписать соглашение с "Русским алюминием", который к 2006 году обеспечит до 30% потребностей европейцев в некоторых изделиях из этого металла.
Как отмечает первый заместитель гендиректора Росавиакосмоса Валерий Воскобойников, реализация соглашения о стратегическом партнерстве с EADS "идет не так интенсивно, как планировалось". Это, по мнению высокопоставленного чиновника, во многом связано с тем, что в качестве условия реализации инвестиционных проектов европейцы выдвигают закупку гражданских самолетов "Эрбаса", с чем Росавиакосмос не может согласиться. В словах Воскобойникова есть значительная доля истины, поскольку все кооперационные программы EADS и "Боинга" в России нельзя рассматривать вне контекста борьбы двух гигантов за освоение нашего рынка. Впрочем, как отмечают некоторые эксперты, предотвратить экспансию этих корпораций не удастся и поэтому выгоднее попытаться в обмен на это привлечь западный капитал в отечественную промышленность.
Споры вокруг этой проблемы продолжаются, причем наибольшего накала они достигли при обсуждении участия российских фирм в программе создания европейского военно-транспортного самолета A400M. Прошлогодним соглашением с EADS такое участие было предусмотрено, и России была выделена квота в 5% в общем объеме работ (примерно 800 млн. долл. на период до 2020 года). Однако до сих пор ни одного контракта не заключено. Реальные заявки российских предприятий, прежде всего упомянутого "Гидромаша", покрывают примерно половину выделенной квоты, однако правительственные ведомства требуют от EADS ее расширения и пока не дают добро на заключение сделок.
Позиция Москвы по этой проблеме отражает неспособность найти компромисс между интересами создателей российско-украинского самолета Ан-70 - основного конкурента A400M - и теми фирмами, которые хотели бы получить надежный и весьма выгодный европейский заказ. Любопытно, что каждая из участвующих в острой дискуссии сторон ссылается на одобрение Владимира Путина. В начале апреля президент, выступая в Веймаре, одобрил участие "Гидромаша" в европейской программе. Он же заявил, что Россия заинтересована в проекте Ан-70 и будет его продвигать.