Политику, реализуемую ОПЕК на мировом рынке в последние месяцы, можно смело назвать "ценизмом" (от слова "цена"). Ставка на долговременную поддержку со стороны независимых нефтеэкспортеров стала просчетом руководителей картеля и в итоге привела к распаду коалиции. Односторонний выход России из коллективной договоренности по ограничению экспорта нефти, действующей с 1 января 2002 года, вызвал неоднозначную реакцию в мире. Для одних это стало разочарованием, для других - радостью, а третьим дало обильную пищу для размышлений.
Предсказуемые действия российского руководства вызвали страшную обиду в Организации стран - экспортеров нефти. Фактически картель стал размахивать кулаками уже после драки. Так, министр нефти Ирана Биджан Зангани, комментируя выход нашей страны из договора, заявил, что Россия ни в прошлом, ни в настоящем не была союзником ОПЕК. Организация же, в свою очередь, никогда не рассматривала Россию в качестве надежного стратегического партнера. Кроме того, обещанное сокращение экспорта так и оставалось все это время обещанием, не реализованным за все это время на практике. По мнению министра, именно сохранявшийся достаточно высоким уровень добычи сырья в России давал повод рынку не доверять Москве.
По своей сути, сделанное заявление достаточно цинично. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что Россия присоединилась к борьбе за высокие цены с огромным нежеланием. Сделано это было скорее всего по той причине, что стабильное падение нефтяных котировок в конце прошлого года ставило под угрозу исполнение бюджета страны, и только ради реализации главного финансового документа правительство пошло на непопулярный в нефтяных компаниях шаг. Обвинять в превышении Россией установленных квот тоже было абсолютной глупостью. Данные Международного энергетического агентства за апрель действительно указывают на превышение Россией официальной ограничительной квоты на 130 тыс. баррелей в сутки. Но прежде чем набрасываться на других, в картеле могли бы разобраться в своем хозяйстве, ведь в течение первых четырех месяцев текущего года данные красноречиво говорили, что страны - члены ОПЕК сами не выполняли договоренностей, значительно, а главное, постоянно превышая установленный экспортный потолок. И если мы на самом деле никак не влияли на мировой нефтяной рынок, то зачем тогда в Москву тянулись бесконечные караваны делегаций из всех концов мира с целью консультаций и уговоров остаться хотя бы еще на квартальчик на стороне ОПЕК и Ко.
В сложившейся ситуации перед картелем встал серьезный вопрос: в каких рамках держать собственные поставки нефти, если вслед за Россией потянутся остальные независимые участники коллективного договора - Норвегия, Мексика, Оман и Ангола. Пока все заявления представителей организации сводятся к тому, что в III квартале ОПЕК не собирается изменять квоты на добычу и экспорт углеводородного сырья.
Диаметрально противоположной стала реакция Соединенных Штатов на решение российского кабинета министров. Снятие ограничений было воспринято американскими политиками как символический "подарок" для Штатов перед предстоящей встречей президентов двух стран в Москве. В администрации Джорджа Буша придерживаются мнения, что справедливым является ценовой коридор 18-25 долл. за баррель, который позволяет экономике страны успешно развиваться. Американские аналитики полагают, что после того, как цены преодолели уровень 29 долл. за баррель, Россия вполне справедливо прекратила сотрудничество с ОПЕК.
Ход правительства Михаила Касьянова еще больше приблизил Москву и Вашингтон к подписанию соглашения в сфере энергетической безопасности. Россия давно стремится стать стратегическим партнером Соединенных Штатов, в том числе и занять доминирующее положение среди поставщиков нефти в Америку. В рамках соглашения мы обязуемся в случае кризиса на нефтяном рынке восполнить дефицит поставок сырья в США из других стран.
У нас снятие ограничений стало радостной новостью прежде всего для нефтяных компаний, в отношении которых готовились ввести санкции за несдачу в нефтепроводы заявленных объемов сырья. Напомним, что в конце апреля комиссия по использованию магистральных нефтепроводов приняла решение ограничить экспорт 50 компаниям, среди которых оказались "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", за 1 млн. тонн нефти, не поставленной в трубу. Однако теперь эта проблема может отпасть сама собой. Несмотря на то что на заседании комиссии 24 мая снова будет рассматриваться этот вопрос, правительство скорее всего вообще откажется от санкций или введет частичные ограничения.