Как и предсказывало большинство наблюдателей, избранием Юрия Суханова на пост президента государственной нефтяной компании "Славнефть" история не закончилась. Не успел российский премьер-министр Михаил Касьянов в среду заявить, что нет никаких оснований для скандалов в связи с этим назначением, как в тот же день вечером телеканал НТВ обнародовал информацию о предъявлении Суханову обвинения в превышении служебных полномочий.
Впрочем, уже вчера стало ясно, что эта информация не соответствует действительности. Для предъявления официального обвинения Суханову как минимум нужно было повидаться со следователем. Однако, по словам представителей "Славнефти", эта встреча не состоялась, никаких обвинений не выдвигалось, а подписка о невыезде не подписывалась. Во вторник Юрий Суханов был готов встретиться со следователем Сергеем Журиным, который приглашал его в качестве свидетеля по уголовному делу, связанному со "Славнефтью", отмечают в компании. Однако следователь был занят и предложил созвониться в четверг, чтобы договориться о новой встрече. Вчера же Сергей Журин предложил перенести аудиенцию главы "Славнефти" на следующую неделю, сославшись на занятость.
Любопытно при этом, что вчера некоторые информационные агентства распространили информацию о том, что Суханов вызван к следователю Генеральной прокуратуры. Казалось бы, это сразу запутало дело, ведь изначально было известно, что расследованием относительно менеджеров "Славнефти" занимается главное следственное управление ГУВД Москвы. Корреспонденту "НГ" в Генпрокуратуре сначала сказали, что "ни о каком деле Суханова ничего не знают", а спустя несколько часов заявили, что дело о злоупотреблении должностными полномочиями президентом "Славнефти" было передано в это ведомство "в целях ознакомления с материалами". С юридической точки зрения в этом нет ничего необычного: все расследующиеся органами МВД уголовные дела находятся под надзором прокуратуры. Однако для того чтобы дело, заведенное следственным управлением ГУВД Москвы, поступило на ознакомление не в Мосгорпрокуратуру, а в Генпрокуратуру, необходимы весьма веские основания - например, депутатский запрос. Источники "НГ" утверждают, что прокуратура не имеет никакого отношения к расследованию по делу менеджеров "Славнефти". Этим занимаются органы внутренних дел.
Отметим также, что из противоречивых сообщений информационных агентств и утечек в прессе становится понятным, что, по-видимому, ГУВД не удалось возбудить уголовное дело по очень неприятной для Суханова статье о мошенничестве в особо крупных размерах. А ведь именно об этом расследовании говорили анонимные источники в ГУВД накануне внеочередного собрания акционеров "Славнефти". В итоге все ограничилось статьей о превышении полномочий. Но тогда становится тем более очевидным, что претензии имеются не к Суханову, а к той команде, которая его выдвинула.
Фактически же все это говорит о том, что вчерашний первополосный заголовок "НГ" - "Равноудалился" - оказался пророческим. На фоне неустанных попыток правоохранительных органов принять участие в управлении бизнесом, в данном случае "Славнефтью", не планировавшийся досрочный отъезд Владимира Путина в Сочи выглядит вполне объяснимо. Не исключено, что президент, зная о развитии публичного скандала вокруг "Славнефти", пожелал остаться в стороне от него. По сути, это означает, что Путин занял принципиальную позицию над схваткой, давая возможность противоборствующим кланам - "питерским" и "семейным" - разбираться самостоятельно. Внешне это выглядит как наследование старой политики Ельцина, получившей в свое время название "принцип сдержек и противовесов", правда, за одним очень существенным исключением. При Ельцине реализация "принципа сдержек и противовесов" ограничивалась использованием политических методов, а правоохранительные органы не имели такой возможности "рулить" процессом, как это происходит сейчас.