Есть робкая надежда, что в нынешнем году проблемы северного завоза будут решаться менее болезненно и более оперативно. Этот зыбкий оптимизм зиждется на том, что государство сумело изыскать на обеспечение жизнедеятельности российского Севера в нынешнем году из федерального бюджета 8,9 млрд. руб., в то время как в 2001 году на это нашлось лишь 6,6 млрд. руб. А для реализации программы в полном объеме требуется 12 млрд. руб. Эти данные привел вчера в Совете Федерации в ходе правительственного часа заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов. По состоянию на 1 мая 2002 года завоз топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера уже профинансирован в размере 3,5 млрд. руб. Это около 40% всей запланированной суммы, хотя графиком предусматривалось 35% - темпы для Минфина прямо-таки стахановские. Видимо, печальная практика минувших лет, когда запаздывание с перечислением средств приводило к срывам поставок, все-таки кое-чему научила федеральных чиновников.
В целом же к концу июня, как заверил сенаторов первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев, Минфин перечислит 70% годового плана на 2002 год, опередив и в этом месяце график выделения средств. По данным МЭРТ, в северные регионы к 1 мая уже поставлено около 227 тыс. тонн нефтепродуктов, 32 тыс. тонн угля, что соответственно на 6 и 14% больше по сравнению с объемами поставок на этот же период 2001 года.
Однако выстроенные планы могут порушить регионы. Дело в том, что процесс финансирования их доли в общей программе идет, что называется, со скрипом. Так, по данным МЭРТ, на 1 мая из региональных бюджетов на обеспечение заключенных договоров по программе северного завоза выделено 307 млн. руб. (из запланированных на год более 2 млрд. руб.), из региональных фондов - всего 11 млн. руб. (запланировано 553 млн.). Компании, выступающие в роли подрядчиков, без гарантий реальной оплаты под честное слово работать не станут - такие риски им ни к чему.
Охочих принять участие в освоении столь солидного финансового "пирога" более чем достаточно. Практика минувших лет показывает, что некоторые из них озабочены не столько благополучием северян, сколько желанием взвинтить цены на перевозки, чтобы урвать побольше. Проведение конкурсов среди перевозчиков желаемых результатов не дало. В борьбе за получение наиболее выгодных заказов в ход шло проверенное оружие - взятки. Таким образом объем перевозок сокращался, а прибыли, осевшие в кассах многочисленных компаний-посредников, возрастали. Ни Минфин, ни МЭРТ пока не обнародовали каких-либо планов, которые могли бы защитить госсредства, выделяемые по программе северного завоза, от разворовывания.