В Пекин 15 мая прилетает делегация Сингапура для подписания соглашения о свободной торговле между Китаем и сингапурской стороной. Этот скромный факт означает, что грандиозный проект создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) самой крупной в мире зоны свободной торговли (ЗСТ) входит в стадию практической реализации. Напомним, что решение о создании такой зоны было принято на так называемом Брунейском саммите в ноябре 2000 года, в котором участвовали представители 10 стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также Китая, Японии и Республики Южная Корея. Идея заключалась в том, чтобы к 2010 году общими согласованными усилиями создать в регионе режим беспошлинного передвижения товаров. Чего-либо подобного мировой рынок в своей истории не знал. Зона свободной торговли будет простираться от российско-китайской границы на севере и до Австралии на юге. Специалисты посчитали, что это будет интегрированный рынок с населением 1,8-2 млрд. человек, где ежегодно производится продукции на 2 трлн. долл. Отмена пошлин позволит увеличить объемы торговли как минимум на 50%. Сегодня эти объемы, по подсчетам экономистов, составляют примерно 1,2 млрд. долл. в год.
Казалось бы, в мире уже есть международная структура, главной целью и лозунгом которой является либерализация торговли. Это - Всемирная торговая организация (ВТО). Однако азиатско-тихоокеанская ЗСТ рождается, можно сказать, не от счастливого брака стран - учредителей зоны и ВТО, а, наоборот, от растущих противоречий внутри всемирной организации. Казалось бы, зачем Китаю - а именно он является главным вдохновителем и организатором создания ЗСТ, - который 14 лет добивался вступления в ВТО и наконец, достигнув желанной цели, вдруг начать строить как бы "свою ВТО" в масштабах АТР?
Причина проста - нынешняя ВТО не устраивает Китай тем, что в ней очень сильно влияние США. У Пекина же свои ярко выраженные как экономические, так и политические амбиции, в которых претензия на роль второго полюса в мире становится доминирующей. Завидный экономический рост лишь подогревает эти амбиции. Создавая азиатско-тихоокеанскую ЗСТ, Китай намеревается решить несколько экономических и политических задач. Китайские руководители осознавали и осознают свою "привязанность" к Америке в торговом отношении, что больно задевает их национальное самосознание. От факта никуда не уйдешь - Вашингтон для Пекина остается торговым партнером # 1. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2001 году экспорт Китая в США составил 54,3 млрд. долл. Для сравнения: рынки Японии и Евросоюза "переварили" китайской продукции соответственно на 45 и 40,9 млрд. долл.
Пекин был бы и рад несколько ослабить свою зависимость от американского рынка, однако сделать это весьма сложно. Перенести центр тяжести китайского экспорта на торговые площадки АТР без потерь для китайской экономики вряд ли возможно. К примеру, в том же 2001 году экспорт Китая в страны АСЕАН составил 18,4 млрд. долл. Это в три раза меньше, чем в Америку. Условия ЗСТ, несомненно, расширят возможности, однако не настолько, чтобы позволить Китаю "наказать" Америку, лишив ее экспортных поставок из Поднебесной.
Однако новый экономический блок - соглашение по ЗСТ позволяет именно так назвать вновь образовавшееся торговое сообщество стран - даст Пекину возможность, во-первых, усилить свое влияние на ВТО. Теперь в активе за Китаем не только членство в этой организации, но и мощная поддержка стран - учредителей ЗСТ. Во-вторых, система ЗСТ позволит Пекину если не диктовать свои условия Вашингтону на рынках АТР, то по крайней мере иметь преимущества в торговых войнах с заокеанским конкурентом.
России от соглашений, которые будут подписываться в Пекине, что называется, ни холодно ни жарко. От создания ЗСТ терять нам нечего, особых приобретений пока тоже не предвидится. Тем не менее в дальней перспективе в проектных планах наша страна фигурирует. В частности, к 2002 году ЗСТ, по замыслу ее создателей, должна охватить и страны Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Членом этой организации является и Россия. Однако наши позиции на рынках АТР пока настолько слабы, что ничего, кроме призывов "укреплять и расширять", Москва предложить не может.