На фоне роста нефтедобычи в России аналитики прогнозируют обострение конкурентной борьбы между сервисными компаниями, обслуживающими отрасль. Распространенное представление о том, что все доходы от добычи черного золота оседают на счетах нефтяных компаний, неверно - на сегодняшний день уже более 40% нефтяного пирога (в целом этот рынок в России оценивается примерно в 3,5 млрд. долл. в год) достается сервисным компаниям, то есть тем, кто обслуживает процесс добычи. Диапазон услуг здесь весьма широк - от сейсмо- и геологоразведки и до обслуживания скважин.
Хотя доля транснациональных сервисных компаний в российской нефтедобыче на 2002 год оценивается в 10-15%, а независимых отечественных компаний - около 25%, аналитики прогнозируют, что уже в ближайшие годы в их руках окажется свыше 60% сервисного рынка. В первую очередь речь идет об экспансии услуг таких мощных транснациональных корпораций, как Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes. Прогнозы строятся в основном на двух важнейших компонентах. Во-первых, зарубежные гиганты обладают несравнимой с только начавшими осваивать этот рынок российскими компаниями финансовой мощью. Во-вторых, так уже исторически сложилось, что эти же корпорации стали обладателем другого, пожалуй, еще более важного капитала - новейших технологий, без применения которых сегодня невозможно успешно конкурировать в нефтедобыче. Большинство крупных российских нефтяных компаний, набив шишек, глубоко усвоили эту истину и предпочитают пользоваться хоть и дорогими, но весьма эффективными услугами иностранцев. К примеру, крупные контракты заключены между Schlumberger и НК "ЛУКОЙЛ", Halliburton и НК "Сибнефть". Несмотря на то, что многие российские НК, в частности "ЛУКОЙЛ", содержат собственные сервисные подразделения. Отечественным сервисным компаниям ничего не остается, как закупать современные технологии у своих западных конкурентов, что заведомо ставит россиян в невыгодное, зависимое положение. К тому же иностранные "тяжеловесы" подозреваются в применении "ударов ниже пояса" - использовании демпинга. Чтобы побыстрее отправить российского конкурента в экономический нокдаун, по некоторым данным, транснациональные корпорации намеренно снижают для наших нефтяных компаний стоимость услуг на 20-30%.
Защищать отечественного "легковеса", устанавливая для иностранцев, скажем, более жесткий налоговый режим или создавая иные законодательные барьеры, не имеет смысла - против этого выступают нефтяники, справедливо считая, что все должен решать свободный выбор, в основе которого лежит экономическая выгода. Насильно навязывать нефтяным компаниям партнера, который не в состоянии обеспечивать высокотехнологичный уровень сервиса, нет никаких резонов. Перспектива прочного закрепления на внутреннем рынке останется за теми, кто не только вооружится новейшими западными технологиями, но и будет развивать собственные, станет предлагать более широкий набор услуг, чем именитые зарубежные конкуренты.
Условия более чем жесткие. Одних они вынудят уйти с рынка, другие научатся, что называется, "держать удар". На днях одна из независимых сервисных компаний объявила о том, что готова работать с заказчиком на так называемых условиях риска. Суть их вот в чем. Если заказчик сомневается в надежности технологий сервисной компании, не уверен, что предложенный подрядчиком проект приведет к желаемому результату, сервисная компания осуществляет реализацию проекта за свой счет. И только после того, как заказчик убедился, что все сомнения сняты, он оплачивает стоимость выполненных работ плюс некоторую премию за риск. Транснациональные корпорации если и идут на такого рода услуги, то в виде исключений. И, разумеется, не в нашей стране.