Апрель так и не принес долгожданного роста платежеспособного спроса на продукцию российской промышленности. Уже пятый месяц подряд объемы продаж продукции за деньги снижаются. Интенсивность этого тревожного процесса постепенно уменьшается, но факт остается фактом - такого продолжительного и глубокого спада спроса не было с начала 1999 года. Рост платежеспособного спроса зарегистрирован в истекшем месяце только в химии, нефтехимии, машиностроении и промышленности строительных материалов. В других секторах продажи сокращались, особенно интенсивно - в электроэнергетике (сезонность!), металлургии и легкой промышленности. Объемы импорта в целом по всем рынкам промышленных товаров, наоборот, увеличились, и в первую очередь в химии, нефтехимии, черной металлургии и мебельном секторе.
Низкий спрос вновь становится наиболее часто упоминаемой помехой росту производства. В апреле 2002 года это отразилось на выпуске такого же количества предприятий, как и в апреле-июле 1998 года. Две другие преддефолтные проблемы 1998 года (неплатежи и недостаток оборотных средств) пока упоминаются российскими предприятиями реже. Снижение сдерживающего влияния недостатка сырья и нехватки квалифицированных кадров также свидетельствует о формировании негативных тенденций в российской промышленности. Подтверждает этот тезис и увеличение доли предприятий, оценивающих свои мощности и занятость как избыточные по отношению к ожидаемому спросу. В апреле таких оценок получено 36 и 21% соответственно. Это худшие значения показателей с конца 1999 года.
Чтобы не останавливать производство, российские предприятия начинают все чаще обращаться к неденежным схемам реализации произведенной продукции. В апреле зарегистрированы самые умеренные темпы снижения бартерных сделок с 1999 года, а вексельных и зачетных - с 2000 года (начало мониторинга этого вида спроса). На отраслевом уровне роста бартера пока не отмечено, но объемы вексельных и зачетных сделок увеличивались в химии, нефтехимии и легкой промышленности. При этом предприятия считают масштабы реализации по бартеру, за векселя и зачеты недостаточными. В апреле отмечена наиболее высокая неудовлетворенность объемами таких сделок за все время мониторинга показателей. Самый массовый недостаток неденежных сделок зарегистрирован в лесном комплексе и легкой промышленности.
Интенсивность роста выпуска в апреле практически не изменилась. Отсутствие роста продаж, быстрое восстановление роста выпуска в феврале-марте и ненадежные прогнозы спроса на ближайшие месяцы приостановили "разгон" производства в российской промышленности.
Динамика объемов и оценок запасов готовой продукции также отреагировала на сбытовые проблемы предприятий. В апреле отмечено увеличение складских накоплений и рост оценок их избыточности. Таким образом, сдерживание роста производства и обращение к неденежным схемам реализации не остановило пока затоваривание предприятий. Самые большие излишки запасов зарегистрированы сейчас в химии, нефтехимии, легкой и пищевой отраслях.
В результате начинает ухудшаться и финансово-экономическое состояние предприятий. Доля ответов о снижении реальной прибыли за последние три месяца возросла с 40 до 45%, а доля ответов о ее росте снизилась с 12 до 9%. Самое интенсивное снижение прибыли зарегистрировано в электроэнергетике, легкой промышленности и лесном комплексе. Интегральные оценки состояния предприятий ухудшились за истекший квартал на 4 пункта. Сейчас лишь 1% предприятий считают свое положение "хорошим". Так мало подобных оценок не регистрировалось с начала 1999 года.
Прогнозы изменения платежеспособного спроса в апреле ухудшились сразу на 10 пунктов и стали одними из самых умеренных с начала последефолтного роста производства. Снижение оптимизма прогнозов зарегистрировано во всех отраслях. А в легкой промышленности и лесном комплексе балансы прогнозов стали отрицательными - там ожидают уже абсолютного снижения продаж за деньги. Прогнозы изменения неденежных видов спроса в апреле не изменились. Предприятия прогнозируют в ближайшие месяцы минимальное снижение объемов подобных сделок.
Прогнозы изменения выпуска после резкого падения в марте практически не изменились и остаются на одном из самых низких уровней за последние три года. Но они сохраняют положительный баланс, т.е. в промышленности в целом и в большинстве отраслей планируется рост выпуска. Абсолютное снижение производства (вслед за спросом) возможно в ближайшее время только в лесном комплексе и легкой промышленности.
А вот прогнозы динамики занятости в апреле 2002 года изменились принципиально. Впервые с апреля 1999 года (начало постдефолтного роста платежеспособного спроса и производства) они стали отрицательными. То есть сейчас многие предприятия опасаются неизбежного сокращения персонала. Такие прогнозы возобладали во всех отраслях, кроме (в силу сезонности) промышленности строительных материалов.