Несмотря на то что Россия, следуя рекомендациям ФАТФ, форсированными темпами создала национальную финансовую разведку, международная организация по борьбе с отмыванием денег не торопится исключить нашу страну из "черного списка" государств, в которых существуют благоприятные условия для легализации преступных капиталов. "Окончательное решение вопроса может несколько затянуться", - заявил в ходе своего визита в США первый заместитель министра финансов России, он же руководитель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков. Он не уточнил, как долго Россия может состоять в позорном перечне, заметив лишь, что существует определенный регламент исключения исправившихся стран из "черного списка". Для этого ФАТФ направит в Москву специальную комиссию, которая на месте оценит положение, и "затем все это будет рассматриваться, и только тогда приниматься решение".
Надо полагать, бодрые сообщения о том, что с созданием в России финансовой разведки мегабайтовые реки информации о передвижении подозрительных капиталов уже потекли "куда надо", что владельцы этих капиталов вот-вот будут загнаны правоохранительными органами в угол, не производят на ФАТФ должного впечатления. Не доверяя на слово, они хотят, что называется, все пощупать собственными руками.
Дело в том, что кандидаты в "черный список" ФАТФ отсеивались по 25 критериям, которые отражали слабые места в правовой, административной, финансовой, правоохранительной и судебной системах того или иного государства. Аналитики ФАТФ на основе этих критериев разработали для фигурантов списка 40 рекомендаций, выполнение которых, по их мнению, может исправить положение. А создание финансовой разведки - всего лишь пункт этих рекомендаций. Зарубежные борцы с международным теневым капиталом хотят убедиться, что и остальные 39 пунктов в России реализованы.
Но убедить ожидаемых контролеров в том, что дни теневиков, отмывающих в России свои преступные капиталы, уже сочтены, будет непросто. Западные шерифы любят конкретность, особенно статистику. Наверняка они будут интересоваться, сколько организаторов подпольной "стирки" поймано, сколько осуждено. Трудно рисовать картину широко развернувшейся борьбы, если в графе "осуждено" буквально до недавних дней существовал прочерк. Но, слава богу, создан прецедент - Пресненский межмуниципальный суд Москвы наконец-то "распечатал" статью об отмывании денег и приговорил к двум годам условно некоего Сергея Сторчака - владельца ЗАО "Фирма Гросс". Правда, Сторчак - далеко не Аль Капоне, в его капиталах нет даже намека на наркотики, торговлю оружием, бутлегерство. Он провинился в том, что его фирма около месяца без лицензии реализовывала товар и заработала более 6 млн. еще не деноминированных рублей и даже налог с них честно выплатила. К тому же российская финансовая разведка тут ни при чем - Сторчак случайно попал в поле зрения милицейских структур еще несколько лет назад, во время сенсационных "разоблачений" в столице банковских структур, которые якобы работали на чеченских боевиков. Сенсации оказались мыльным пузырем, а Сергею Сторчаку теперь выпала честь вполне официально стать российским "отмывщиком" # 1.
Так что обижаться нечего - в списке ФАТФ Россия состоит, как говорится, на вполне законных основаниях. Остается утешиться тем, что российский КФМ станет членом международной группы финансовых разведок "Эгмонт". В нее входят подобные КФМ структуры 59 стран мира. Как заявил Виктор Зубков, это может случиться "уже в июне текущего года". Здесь вряд ли России откажут. "Эгмонт" создан не как элитный клуб профессионалов, а как организация, обеспечивающая обмен информацией между своими членами. Поэтому при приеме в "Эгмонте" скорее всего закроют глаза на российские "достижения" в сфере борьбы с отмыванием денег, следуя прагматичному принципу "с худой овцы хоть шерсти клок".