Федеральные власти посадили региональных лидеров на крючок. От нехватки денег на зарплату бюджетникам до обострения социальной напряженности в регионе - один шаг. И это оказалась неплохим способом заставить строптивых губернаторов вести себя более покладисто.
Средств на зарплату работникам бюджетной сферы в регионах постоянно не хватает, и до конца года дефицит может составить около 11 млрд. руб. Доля расходов на зарплату в бюджетах субъектов постоянно растет: в 2000 году она составляли 19%, в 2001-м - 23%. А по итогам двух месяцев этого года социально значимые расходы в регионах превысили 40%. Центр постоянно выделяет средства на зарплату, при этом ставя регионам жесткие условия: мы вам деньги, вы - выполнение наших политических и экономических требований.
На фоне текущих проблем четко вырисовываются контуры уже начавшейся борьбы регионов с Центром за бюджет-2003. Объем финансовой помощи, по мнению членов Совета Федерации, не компенсирует потерь субъектов. Регионалы считают, что Центр несправедливо поделил налоговые поступления, забрав себе 63% и оставив территории со скромными 37%. Сенаторы потребовали перераспределить в следующем году доходные источники в пользу региональных бюджетов и закрепить их в Бюджетном кодексе на долговременной основе. Однако на последнем заседании Совфеда вице-премьер правительства Валентина Матвиенко заявила, что "не считает существующую систему межбюджетных отношений порочной".
Подрезание губернских финансов идет по всем направлениям. Цена отмены с 2003 года налога на пользование автомобильных дорог, сборы от которого поступали в дорожные фонды, - 187 млрд. руб. Однако возместить их в полной мере регионам не собираются. Сенаторы, выражая интересы регионов, потребовали от правительства изыскать средства для возмещения выпадающих доходов, а также собирать бензиновые акцизы по месту продажи продукции потребителям, то есть на автозаправках. А доходы, естественно, перечислять в региональный бюджет.
История с "уплывающими" дорожными деньгами - всего лишь штрих к вызревающей в администрации президента и правительстве новой концепции построения бюджетного федерализма. В схеме Центр-регионы муниципалитеты приоритет в обеспечении деньгами отдается первому и последнему звену. Губернаторы получают минимум.
Вектор на передачу как можно большей части налоговых полномочий на самый низший уровень бюджетной системы поразительно пересекается с другой, пока не слишком громко озвучиваемой Центром линией. Отсутствие у полпредов президента главных рычагов влияния сделало конструкцию федеральных округов по меньшей мере эфемерной. Публично Путин в Послании озвучил идею о предоставлении полпредам полномочий финансового контроля. А в администрации президента давно обсуждается вопрос о передаче полпредам и других финансовых функций. Если витающие в кулуарах идеи получат практическое воплощение, произойдет еще большее проседание региональных лидеров в системе государственной власти, а схема укрупнения регионов начнет обретать реальное содержание.