Нефтяников наказали за любовь к припискам. Вчера вице-премьер Виктор Христенко сообщил, что возглавляемая им комиссия по доступу к магистральным трубопроводам приняла решение сократить для 50 российских нефтяных компаний объемы экспорта на 342 тыс. тонн во втором квартале. Решение было принято по итогам мониторинга, проведенного госкомпанией "Транснефть" в первом квартале этого года, который показал, что предприятия не выполнили в январе-марте текущего года свои собственные заявки на добычу и сдачу нефти. Экспортный график был составлен исходя из заявленных компаниями объемов добычи сырья. Однако реально добыча черного золота оказалась меньше, что, впрочем, не повлияло на объем экспорта.
В целом объем перезаявок в первом квартале этого года составил 1 млн. тонн, что составляет примерно 35% всего объема нефти, поступившей в систему "Транснефти" для поставок в дальнее зарубежье. Как сообщил вице-премьер Виктор Христенко, самой крупной компанией, заявка которой вообще не была освоена, является ЗАО "Битран". Это предприятие заявило в первом квартале поставку на экспорт 117 тыс. тонн нефти, но фактически не отправило ничего. Однако "у крупных нефтяных компаний практически нет таких серьезных перезаявок", отметил вице-премьер. Например у "ЛУКОЙЛа" в марте недопоставка составила около 3 тыс. тонн.
Отзыв 2 млн. 633 тыс. экспортных баррелей (342 млн. тонн) на реальных объемах поставок за рубеж не скажется. Ведь срезаются только лишние, "бумажные" тонны. Просто нефтекомпании станут более прозрачными и для государства, и для "Транснефти".
Однако на трубопроводной комиссии Виктора Христенко был рассмотрен и более судьбоносный вопрос: состоялось одобрение схемы финансирования строительства экспортного нефтепродуктопровода (НПП) Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. По словам вице-премьера, НПП будет строиться за счет кредитных ресурсов, которые привлечет государственная компания "Транснефтепродукт". Для реализации проекта потребуется 750 млн. долл., а его введение в действие позволит более чем в два раза увеличить возможности доставки нефтепродуктов в порты. Нормативные сроки строительства - три года, однако они будут уточнены при подготовке графика финансирования по источникам привлечения средств. Мощность трубопровода составит 10 млн. тонн в год, протяженность - 1,2 тыс. км. Предполагается также создание специальных терминалов в порту Приморска. В ближайшее время ожидается принятие постановления правительства по нефтепродуктопроводу.
Как отмечает аналитик инвесткомпании "Проспект" Дмитрий Дружинин, это решение на руку многим нефтяникам. Новый трубопровод позволит увеличить объемы перекачки дизельного топлива высокого качества, что сразу же повлияет на прибыль экспортеров. Кроме того, он избавит компании от более дорогой транспортировки в цистернах, а в перспективе НПП может быть соединен со старой системой транспортировки нефтепродуктов.