Пока в Женеве представители государств обсуждали в первом чтении проект доклада рабочей группы по вступлению России в ВТО, в Москве сверяли свои позиции за круглым столом представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Европейского делового клуба (ЕДК). Председатель правления клуба Сеппо Ремес преподнес российским коллегам приятный презент в виде заявления, что ЕДК поддержит Россию в получении ею статуса страны с рыночной экономикой. Он также выразил несогласие с позицией тех, кто в качестве непременного условия присоединения России к ВТО требует уравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми.
Впрочем, особого благодушия у российской стороны это не вызвало: судить о настроениях деловых кругов Европы только по позициям ЕДК было бы не совсем верно. Алексей Мордашов намекнул на резолюции "некого европейского делового сообщества" (имелся в виду Союз промышленных и предпринимательских конфедераций Европы), где прямо указывалось на необходимость ставить Россию в невыгодные условия, вести с ней политику жесткого переговорного прессинга, добиваясь доминирования интересов ЕС по всем позициям.
Выстраивать взаимовыгодный баланс интересов очень трудно потому, что, как выразился проректор Высшей школы экономики Алексей Кузнецов, ведущие диалог стороны являются "и партнерами, и конкурентами одновременно". Еще сложнее искать взаимоприемлемые решения в тех областях, где, по сути дела, до сих пор не сформирована государственная политика. Пример - российский агросектор. Наши аграрии так и не решили, каким же путем идти - то ли путем Западной Европы и США, где ставка делается на государственные субсидии и иные формы господдержки, либо путем стран Кентской группы, где принципами аграрной политики является минимизация господдержки сельхозпроизводителя, свободная торговля продовольствием.
Судя по выступлению Ремеса, западных промышленников и бизнесменов больше всего не устраивают российские таможенные и сертификационные процедуры, а также ситуация с коррупцией. Председатель правления ЕДК заметил, что даже тарифные неувязки сегодня не столь значимы, как таможенные: в России около 20-30 таможенных инструкций, которые постоянно обновляются, они не публикуются, так как находятся под грифом "для служебного пользования", что создает массу проблем для бизнесменов. На третье место руководитель ЕДК поставил проблему коррупции.
Какая линия в отношении присоединения России к ВТО - жестко-бескомпромиссная или же гибкая, либеральная - станет преобладающей в деловых кругах Западной Европы, пока сказать трудно. За доброжелательными заявлениями очень часто следуют жесткие шаги (пример - ограничения, введенные ЕС на импорт российской металлопродукции), которые свидетельствуют, что на реальную экономическую политику ЕС имеют большее влияние бизнес-"ястребы", чем бизнес-"голуби".