Приехавшего вчера вечером в Брюссель после посещения Дании российского премьера Михаила Касьянова, похоже, ожидает приятная весть. Не исключено, что именно сегодня Евросоюз объявит о своем решении признать рыночный статус экономики России. Правда, официальное решение будет приурочено к саммиту России и ЕС, который пройдет 29 мая в Москве. Практически впервые после удачно проведенных переговоров с международными кредиторами Михаилу Касьянову вновь предстоит доказать, что главная задача российского кабинета министров - не только отсутствие плохих новостей, но и успешное решение экономических проблем страны.
К принятию "статусного" решения Евросоюз подтолкнуло Министерство торговли США, которое в последнее время неоднократно заявляло о необходимости признать рыночный статус российской экономики.
Причинами придания рыночного статуса источники в правительстве называют три фактора: высокий уровень развития рыночных реформ в стране, активное участие России в антитеррористической операции, а также энергодиалог.
В Дании же Михаил Касьянов довольно успешно развеивал экономико-политический туман. Практически за один день он успел пообщаться со спикером парламента Хансеном, премьер-министром Андерсом Фогом Расмуссеном, получить аудиенцию у королевы Маргрете II и встретиться за круглым столом с датскими бизнесменами. В Копенгагене основной темой российско-датских переговоров было улучшение структуры и увеличение объемов взаимного товарооборота.
Помимо вопросов двусторонней торговли премьеру пришлось взять на себя и политические функции: обсуждать экономические и политические проблемы, которые могут быть подняты в рамках сотрудничества с Евросоюзом. Несмотря на то что эти вопросы поднимаются практически на всех встречах с представителями ЕС, дальше обмена мнениями дело не идет. Список проблем давно известен. Кроме уже практически решенного вопроса о признании России рыночной страной, Москву по-прежнему волнуют антидемпинговые процедуры, коих уже насчитывается двенадцать (в основном в отношении нашей стали), а также сокращение европейских квот на металлопрокат, ущерб от которых оценивается в 34 млн. долл. в год.
По-прежнему не решены проблемы энергодиалога, но главное - нет согласованной позиции. Все упирается в доктрину ЕС по развитию своего энергорынка, в основе которой лежит незыблемый принцип диверсификации: закупка более 30% газа у одного поставщика недопустим. Это правило должно вступить в силу с 2005 года. Россия уже не в первый раз пытается доказать, что возрастающая потребность ЕС в российском газе и принятие в Евросоюз стран Восточной Европы, полностью зависящих от наших поставок, делают 30-процентную квоту практически нереальной. Если же речь идет об увеличении потребления газа и расширении рынка, то, прежде чем вкладывать немалые средства в создание инфраструктуры, Москва хочет получить соответствующие гарантии на дополнительные и долговременные поставки.
Копенгаген