Вчера в Москве во Всероссийском выставочном центре начала работу 7-я международная выставка "Двигатели-2002", на которой свою продукцию показывают 130 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и фирм из восьми стран мира. Первой сенсацией стало участие в церемонии ее открытия начальника Генерального штаба ВС РФ Анатолия Квашнина, который по этому случаю сменил военный мундир на стильный гражданский костюм. Примечательно, что другие чины Минобороны, и, в частности, главком ВВС Владимир Михайлов, на салон почему-то не прибыли. И явно прогадали: в первый день начальником Генштаба здесь принимались важные решения в сфере военно-технической политики. Квашнин, внимательно ознакомившись с российской экспозицией, пообещал отечественному двигателестроению и военной авиации в целом всяческую поддержку от имени Генерального штаба. Определенный импульс будет дан работам по истребителю пятого поколения, где наиболее продвинутые результаты имеет "ОКБ Сухого", претендующее на победу в соответствующем тендере .
По словам генерального директора выставки, президента ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) Виктора Чуйко, нынешний салон существенно больше по масштабам и составу участников, чем предыдущий. Это отражает позитивные изменения в российском авиационном двигателестроении, произошедшие за последние несколько лет. Так, в 2000 г. рост объемов производства в отрасли составил 35%, опытно-конструкторских работ - 45%.
На выставке "Двигатели-2002" демонстрируются как новые, так и модернизированные авиационные моторы. Эксперты смогут познакомиться с рядом новейших разработок. Одну из самых обширных и представительных экспозиций площадью 300 кв. м представило Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) "Салют", производящее двигатели для истребителей Су-27 и других летательных аппаратов. Три года назад на "Салюте" создано собственное конструкторское бюро, которое в инициативном порядке совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения и Всероссийским институтом авиационных материалов провело модернизацию реактивного двигателя АЛ-31Ф, который сейчас проходит летные испытания.
Санкт-Петербургский "Завод имени Климова" представил новый авиадвигатель ВК-2500. Кроме того, в экспозиции этого предприятия - турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-33 для истребителя МиГ-29, который получил развитие в новых модификациях РД-33 серии 3 и 3М. Моторостроители из Перми выставили знаменитый ПС-90А, предназначенный для установки на авиалайнерах Ту-204 и Ил-96-300, а также военно-транспортном самолете Ил-76МФ. В настоящее время "Пермские моторы" работают над повышением надежности и ресурса этого двигателя, характеристики которого полностью отвечают требованиям мировых стандартов.
Откликаясь на требования времени, российские предприятия и КБ разработали специальную программу модернизации "старых" двигателей, эксплуатирующихся сегодня на серийных самолетах Ту-154, Ил-86, Ан-124, которая предусматривает установку шумопоглощающих элементов и другие новшества, позволяющие значительно снизить шум и эмиссию (выброс вредных веществ). Это поможет выйти отечественным авиалайнерам указанных марок на уровень требований ИКАО, введенных в Европе с 1 апреля нынешнего года.
Среди иностранных участников выставки такие признанные мировые гранды, как украинские "Мотор Сич" и ЗКМБ "Прогресс", американо-канадская корпорация "Пратт-Уитни", "Дженерал Электрик", "Сименс", "Снекма" и ряд других. В рамках салона "Двигатели-2002", который будет работать до 19 апреля, пройдет научно-технический симпозиум "Двигатели и экология".