Пока высокие государственные чиновники спорят о темпах экономического роста - "амбициозными" им быть или "реалистичными", - вполне реальные деньги, похоже, проплывают мимо нашей страны. Причем проплывают не только деньги, но и возможность сделать очередной реальный шаг по изменению имиджа и позиции России в структуре мировой экономики. Правда, на этот раз причиной очередного промаха российских чиновников являются не их непродуманные действия, а скорее бездействие.
11 июля прошлого года Владимир Путин наложил резолюцию "к действию" на докладную записку премьер-министра Михаила Касьянова, в которой глава кабинета министров поведал президенту, что проведение в Москве международной выставки ЭКСПО-2010 "позволит показать мировому сообществу новую Россию, дать адекватное представление о нашей стране, ее экономических и технологических возможностях, культурных достижениях и национальных традициях".
Более того, в той же докладной записке сообщается, что еще год назад, 28 апреля 2001 года, Россия подала официальную заявку в Международное бюро выставок (МБВ) на выдвижение нашей страны в качестве кандидата на роль хозяйки ЭКСПО-2010. Наличие президентской резолюции заставляет предположить, что проекту фактически придан государственный статус.
Сам факт осознания нашими чиновниками необходимости проведения в России подобных мероприятий говорит о том, что функционеры вроде бы поняли: организация ЭКСПО-2010 - это не только пиаровская акция, но и прежде всего колоссальный политико-экономический инвестиционный проект целого государства, который, во-первых, принесет немалый доход, а во-вторых, что гораздо более важно, подтолкнет экономику страны. Даже самая неудавшаяся за всю историю проведения Всемирных универсальных выставок лиссабонская ЭКСПО-1998 послужила существенным стимулом для развития экономики Португалии.
Министерство экономического развития и торговли просчитало экономический эффект от проведения в Москве ЭКСПО-2010. Кроме прямого дохода, предполагающего возврат всех затраченных средств, страна получит в виде дополнительных налоговых поступлений 1,3-1,5 млрд. долл. Современная инфраструктура, подготовленная к выставке, будет эксплуатироваться без дополнительных затрат еще в течение 15 лет. Так, выставка, которая проходила в Испании в 1992 году, не только принесла огромную прибыль, но и позволила серьезным образом развернуть туристический бизнес, который до сих пор является важнейшей составляющей экономики родины Сервантеса. Единственная Всемирная универсальная выставка, которая прямо себя не окупила, состоялась в 2000 году в Ганновере. Однако международные экономисты, да и само правительство Германии, все равно считают ее удавшейся, потому что ЭКСПО-2000 косвенно принесла в экономику Германии существенную прибыль в виде заключенных во время проведения выставки контрактов.
По предварительным оценкам, в ЭКСПО-2010 в Москве примут участие 160-180 стран и международных организаций. Ее посетят 25-30 млн. человек, в том числе главы государств и правительств стран-участниц, видные политики и предприниматели, ученые, деятели культуры и искусства. В ходе их визитов за шесть месяцев проведения выставки наверняка будут заключены сотни деловых соглашений.
Но это все выгоды материальные. Имиджевое же значение проведения на московской земле ЭКСПО-2002 переоценить трудно. Фактически эта выставка может стать национальной идеей, подобной той, которая захватила страну в 1980 году, когда Россия принимала у себя Олимпийские игры. Кроме того, это может стать неким знаком мировой бизнес-элите: с Россией нужно и можно сотрудничать.
Важность для страны этого проекта, казалось бы, должны понимать все, тем более что это подкреплено прямым указанием президента. Однако пока российские чиновники особо не торопятся. Международное бюро выставок должно определиться с окончательным местом проведения ЭКСПО-2010 уже в декабре этого года, а в России только сформирован Национальный комитет по проведению выставки, заседание которого состоится завтра. И если внутренние разработки этого мероприятия ведутся довольно активно, то работа с 87 странами - членами МБВ фактически начнется только в конце апреля. И это при том что наши основные конкуренты - Корея и Китай - уже давно активно сотрудничают с МБВ. Так, представители Кореи уже дважды объездили все страны, которые голосуют по этому решению. А Китай не только укомплектовал свой дипломатический корпус в Париже, где находится МБВ, специалистами по международным выставкам, но и, по слухам, предложил России отказаться от участия в тендере на проведение ЭКСПО-2010, за что пообещал нашей стране поддержку при следующем голосовании. Конечно, представители России - министр экономического развития и торговли Герман Греф и мэр Москвы Юрий Лужков - тоже побывали в Париже и даже отвезли туда трехметровую ледяную скульптуру. Однако похоже, что на этом наша работа с МБВ закончилась: скульптура растаяла, не принеся особых дивидендов. Такие черепашьи темпы вряд ли позволят России остаться в числе основных кандидатов на проведение выставки.
Фактически деятельность властей по организации ЭКСПО-2010 стала индикатором дееспособности государства. Даже прямое указание президента, что придало проекту государственный статус, наши чиновники выполнять не торопятся. Более того, возможный провал этого тендера, "обеспеченный" неспешностью функционеров, серьезно дискредитирует Россию в глазах мирового сообщества - ввязываться в этот конкурс можно было, только будучи уверенным в победе, а главное - сделав максимальные усилия для ее обеспечения. А в случае проигрыша России не помогут даже те 100 млн. долл., которые министр печати Михаил Лесин готов потратить на проведение рекламной кампании по изменению имиджа нашей страны за рубежом.