Кабинет министров Михаила Касьянова вознамерился сделать Россию великой туристической державой. Чтобы реализация благих намерений пошла гладко, Министерству экономического развития и торговли было поручено разработать проект концепции развития данной отрасли, который и обсуждался вчера на заседании правительства.
До сих пор в экономической стратегии отечественный туризм был, если можно так выразиться, почти не виден, еще с советских времен его привыкли рассматривать как "одну из форм активного проведения досуга", а отнюдь не как одну из доходнейших статей бюджета. Мировая практика самым убедительным образом доказывает, что инвестиции в индустрию туризма по своей отдаче сравнимы, к примеру, с вложениями в нефтедобычу. На мировой туристический бизнес сегодня приходится около 10% экспорта и 35% международного рынка услуг. Продолжать игнорировать сей факт становилось просто неприличным, и наши экономические стратеги время от времени обращали свой взор на запущенную отрасль. Впервые этот вопрос был рассмотрен на правительственном уровне в 1996 году, но судьбоносных решений так и не было принято. И Михаилу Касьянову вчера ничего не оставалось, как скорбно констатировать: доля России составляет всего лишь 1% в мировой туристической индустрии. Хотя потенциал развития этого сектора российской экономики огромный. Интерес к России за рубежом настолько велик, что даже в этих условиях число посетивших страну иностранных туристов растет. В конце 80-х годов Советский Союз ежегодно принимал около 6 млн. путешествующих иностранцев. Развал страны и последовавшие за ним кризисные события несколько отпугнули иноземных туристов - в 1992 году их побывало в России всего 2,5 млн. Но уже в 1999 году показатель советских времен был превышен более чем на 1 млн. человек. В 2001 году Россия приняла, по данным МЭРТ, 7,4 млн. иностранных туристов, заняв по популярности 13-е место в Европе.
Что же следует сделать государству, чтобы максимально реализовать имеющийся потенциал? Согласно представленной МЭРТ концепции, главные усилия власти должны быть направлены на создание мощной инфраструктуры туристического бизнеса, начиная со строительства новых и реконструкции старых аэропортов и заканчивая реставрацией памятников истории и культуры. Все это необязательно делать за счет госбюджета, частный бизнес готов вложить в эту сферу немалые деньги, но при определенных гарантиях. Государство должно выступать главным стратегом и координатором в реализации программы, сердцевина которой - создание комфортных и безопасных условий для путешествующих. Времена, когда туриста изображали с рюкзачком за спиной и непременным посохом в руке, безвозвратно ушли. Сегодня люди хотят путешествовать на автомобилях, семьями, многие тяготеют к специфическим видам отдыха (охота, экстремальные, экзотические, экологические путешествия и т.п.) - все это должно быть предусмотрено, что называется, по полной программе.
Настоящий бич российской туристической отрасли - это качество услуг. В кулуарах вчерашнего заседания приводился такой факт. Российская провинция скоро обгонит по числу многозвездочных отелей европейские страны. К примеру, только в Тульской области имеется 5 пятизвездочных гостиниц (в Италии таковых нет ни одной). Но цена этих звезд ничтожная - уровень обслуживания в таких отелях далек от европейских стандартов, как Тула от Рима. Подобное стало возможно потому, что в России правом присваивать "звезды" обладают аж 6 организаций. И здесь тоже должно наводить порядок государство.
До сих пор вся инфраструктура строилась исходя из посыла "иностранный турист - богатый турист". И оказалось, что, скажем, Москва (а на ее долю приходится 35% иностранных туристов) наводнена сверхдорогими отелями, но здесь практически нет трехзвездочных, которые пользуются наибольшей популярностью среди зарубежных путешественников. И вообще сорить деньгами не в правилах даже состоятельных иностранцев. По данным МЭРТ, больше всех тратят в России японцы - около 300 долл. в день. Второе место по "расточительности" занимают испанцы - 140 долл. А вот "среднестатистические" французы, канадцы и англичане предпочитают свои дневные расходы ограничивать суммой в 85 долл. И дороговизна не всегда качественного российского сервиса порой навсегда отбивает у них охоту еще раз посетить Россию.
Концепция содержит и региональный "расклад" по развитию индустрии туризма. Главными его центрами останутся Москва и Санкт-Петербург, но власти намерены осуществить ряд проектов на Северо-Западе, в Калининградской области, в городах, входящих в "Золотое кольцо". В частности, здесь предусматривается строительство небольших гостиниц, туристических деревень. В планах - строительство и развитие горно-лыжных баз в Сочи, Хакасии, на курорте "Красная полна". Байкальский регион будет специализироваться в экологическом, а Камчатский - в экстремальном туризме.
А пока строятся эти планы, баланс туристического обмена явно не в пользу России. Вчера Михаил Касьянов привел такие цифры: за минувший год 18 млн. россиян посетили зарубежные страны и лишь 8 млн. иностранцев побывали в России. Наши состоятельные соотечественники предпочитают кредитовать зарубежную индустрию туризма. Возрождение внутреннего туризма - это тоже одна из непростых проблем, решение которой нельзя откладывать на завтра.