В Алма-Ате два дня подряд делили Каспий и его нефть. Несмотря на то что эпохальных документов подписано не было, да и, собственно, не планировалось, именно проблема раздела нефтеносного водоема являлась чуть ли не главной подоплекой завершившегося вчера выездного заседания Всемирного экономического форума. Изначально большие надежды возлагались на неофициальные встречи: возможности компромисса между всеми прибрежными государствами обсуждались на уровне вице-премьеров и топливных замминистров. Как сказал по итогам саммита вице-премьер правительства Виктор Христенко, сейчас спорные вопросы сняты на 80%.
Если говорить о взаимоотношениях прикаспийских государств, то сейчас проблем с разделом Каспия в принципе нет только у России и Казахстана: они делят дно строго по межгосударственной границе. Но Азербайджан и Туркменистан о таком разделе никак не могут договориться. А Иран, например, неоднократно предлагал считать Каспий по международным нормам не озером, а морем. Тогда прибрежное государство имеет суверенные права только на 4-мильную приграничную зону вдоль побережья и 250-мильную экономическую зону, а остальная акватория остается, что называется, в свободном доступе для любого инвестора. Из четырех постсоветских стран Прикаспия только Туркменистан был готов поддержать эту точку зрения.
Впрочем, в ходе алма-атинского Евразийского экономического саммита вице-премьер Ирана Мухамед Али Адели предложил арифметически поделить каспийское дно между пятью прибрежными странами, чтобы каждой досталось строго по 20%. Но это идея не встретила поддержки у остальных заинтересованных государств. Помимо этого на саммите был решен вопрос о принадлежности трех спорных нефтяных месторождений: Курмангазы, Хвалынского и Центрального. В результате самое крупное месторождение Курмангазы отошло Казахстану, а Хвалынское и Центральное - России. По словам Христенко, к середине мая должен быть подготовлен проект соглашения о разделе Каспия между Казахстаном и нашей страной. Вчера эта тема обсуждалась на его переговорах с главой республики Нурсултаном Назарбаевым и встречах с другими официальными лицами. В целом же по Каспию еще предстоит согласовать две составные части проблемы: озером его считать или морем и то, как выбранный подход отразится на хозяйственных интересах прибрежных государств.
Кроме того, Христенко обсудил с высшими казахстанскими чиновниками будущее соглашение о транзите нефти по территории России. По его словам, проект этого соглашения должен четко описывать направления экспорта казахстанского сырья. Причем объемы прокачки должны быть увязаны с процессом извлечения нефти из недр республики. А учитывая, что соглашение будет подписано на срок в 10-15 лет, необходима четкая фиксация транзитного тоннажа по годам, подчеркнул российский вице-премьер.
По данным Министерства энергетики Казахстана, сейчас республика добывает 800 тыс. баррелей нефти в день. К 2010 году этот показатель планируется увеличить до 2 млн. баррелей в день, а по Каспийскому региону в целом - до 3,8 млн. Однако Казахстан должен думать о том, что будет, когда нефтяные месторождения начнут истощаться, и параллельно с добычей развивать нефтехимию и сервисный сектор. Эту проблему республика решает путем "ужесточения", или, следуя уточнению министра энергетики Казахстана Владимира Школьника, "улучшения" законодательства.
До недавнего времени зарубежные компании, вкладывающие средства в развитие добычи нефти и строительство трубопроводов, имели огромные льготы по налогообложению и не только. Такого же режима благоприятствования потребовали для себя местные инвесторы, и в итоге казахстанский парламент уравнял тех и других в правах: льготы были отменены. Впрочем, как отмечает госсекретарь Казахстана, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, ухудшения инвестиционных условий в Казахстане не предвидится. Просто республике нужно "совместить интересы иностранных компаний и национальной буржуазии".
Алма-Ата