ОПЕК выступила с очередной "страшилкой". Глава Организации стран - экспортеров нефти Али Родригес предупредил мировую общественность о возможности глобального энергетического кризиса в связи с решением Ирака прекратить экспорт нефти. Естественно, что энергетический кризис приведет и к полномасштабному экономическому кризису.
Однако мировая общественность не особо испугалась картин грядущего экономического Апокалипсиса, нарисованных Родригесом, - к истерическим заявлениям представителя картеля уже привыкли. Более того, все демарши ОПЕК с сентября прошлого года наглядно показали, что организация, более сорока лет определявшая ценовую политику на нефтяном рынке, к настоящему времени уступила звание "главного регулятора" политическим амбициям Запада.
Тем более и сама ОПЕК сейчас переживает кризис, равного которому не было с 1975 года, когда был убит король Саудовской Аравии Фейсал II, ярый противник Америки и сторонник жесточайшего регулирования мировых цен на нефть. Несмотря на то что это убийство формально признали внутриполитическим, до сих пор существует мнение, что оно было инспирировано Вашингтоном, чтобы убрать несговорчивого в отношении нефтяной политики монарха. Однако что не удалось сделать убийцам Фейсала, спустя 20 с лишним лет удалось осуществить Соединенным Штатам - машина по защите национальных интересов Америки просто смяла все инициативы ОПЕК.
Картелю явно не повезло - он оказался "в ненужном месте в ненужное время": в разгар политической драки на Ближнем Востоке, в которой Израиль и Палестина, уже давно не самостоятельно действующие стороны, рассуждения об экономической целесообразности просто обречены на провал. И решение Багдада не имеет никакого отношения к экономике. По словам Саддама Хусейна, оно "направлено исключительно против Израиля и агрессивной администрации США, но не против кого-либо еще".
Фактически Хусейн сделал "предупредительный выстрел" по Штатам. Новая национальная идея США - борьба с терроризмом по всему миру - не оставляет иракскому лидеру никаких иллюзий: запланированная атака на Ирак со стороны Америки в любом случае состоится - это только вопрос времени.
Однако вряд ли инициативы иракского лидера серьезно повлияют на мировой рынок нефти, тем более что для действительно существенного изменения баланса необходимо, чтобы к Багдаду присоединились и остальные арабские нефтедобытчики. А страны ОПЕК сразу дали понять, что не пойдут по пути Ирака. Саудовская Аравия, являющаяся мировым лидером по добыче нефти, уже выступила против использования этого вида сырья в качестве рычага политического давления на страны Запада.
Пока не видят особой проблемы и в США. Напомним, что из 11,5 млн. баррелей нефти, которые США ежедневно импортируют для покрытия собственных потребностей, 1,25 млн. баррелей покупаются у Ирака опосредованно. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс не склонна преувеличивать последствия от решения Ирака прекратить экспорт нефти. Она заявила, что "иракцам будет трудно поглотить их собственную нефть". Более того, Райс сказала, что не станет отговаривать президента США Джорджа Буша от намерения "свергнуть президента Ирака Саддама Хусейна". По словам советника президента, "режим Ирака больше нуждается в деньгах, выручаемых за нефть, чем США нуждаются в иракской нефти". Тем не менее решение Багдада уже вызвало рост цен. Поэтому Америка и дальше будет всеми силами давить на нефтяной рынок. Кроме политических интересов, Штаты, естественно, преследуют и интересы экономические. По мнению ряда аналитиков, цена нефти в 26 долл. за баррель является критической для пытающейся выйти из кризиса американской экономики.
Казалось бы, в сложившейся ситуации для России открываются определенные перспективы: теоретически она в состоянии расширить свое присутствие на мировом рынке углеводородов и стать основным гарантом его стабильности вместо Саудовской Аравии. Во время визита премьер-министра Михаила Касьянова в США Вашингтоном были сделаны определенные намеки на то, что наша страна сможет стать главным поставщиком нефти на американский рынок. Однако западные аналитики относятся к такой рокировке с известной долей скепсиса. По мнению экспертов Washington Post, наша страна никогда не сможет стать основным стабилизатором мировых нефтяных рынков по нескольким причинам. Во-первых, из-за климатических условий. Российские производители нефти должны постоянно использовать все разработанные скважины, иначе скважины замерзнут и добывать нефть из них станет невозможно. Во-вторых, поскольку производством нефти в России занимаются частные компании, они или их инвесторы хотят получать максимальную выгоду и не станут считаться с требованиями правительства РФ и сохранять неиспользованными некоторые производственные мощности.
Пока же Россия не намерена менять утвержденный график экспорта нефти на второй квартал. Как заявил вице-премьер Виктор Христенко, он будет реализовываться "точно в соответствии с объявленными ранее решениями".
Не слишком оптимистично смотрят на рост нефтяных цен и в самой России. Так, вице-спикер Совета Федераций Валерий Горегляд считает, что в краткосрочной перспективе подобный скачок будет иметь положительный эффект для российской экономики. Однако в долгосрочной перспективе рост цен будет невыгоден для нашей страны: "Это начинает затормаживать модернизацию отечественного производства, ухудшает инвестиционный процесс, и мы начинаем паразитировать за счет высоких цен на нефть".
Что же касается "сто первого китайского предупреждения" Родригеса, то и российские аналитики видят в словах нефтяного генерала скорее попытку снова заявить об ОПЕК как о влиятельной организации. По мнению нефтегазового аналитика ИК "НИКойл" Геннадия Красовского, несмотря на то что доля Ирака на мировом рынке достаточно велика - около 2,2 млн. баррелей, или около 5% мирового рынка, и это решение, безусловно, ударит по ценам на черное золото - коллапса на рынке не произойдет.
Руководитель департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев также не видит в заявлении главы ОПЕК серьезных причин для беспокойства. "Для возникновения глобального кризиса нужны более серьезные причины системного характера, - говорит Николаев. - То, что происходит сейчас, не что иное, как конъюнктурные факторы, которые не повлекут за собой глобального экономического кризиса".