У федерального бюджета нет задолженности по выплате зарплат работникам бюджетной сферы. Об этом вчера заявила вице-премьер правительства Валентина Матвиенко, выступая в рамках "правительственного часа" в Госдуме. По ее словам, существующие проблемы касаются в первую очередь бюджетов субъектов и муниципальных образований. На 1 марта 2002 года задолженность по зарплатам в целом по России составила 2,7 млрд. руб. В 54 субъектах она полностью отсутствует или же не превышает нескольких дней, в 27 субъектах составляет от трех до 10 дней, в 7 субъектах - превышает 10 дней. Это Кировская, Ульяновская области, Приморский, Хабаровский, Красноярский края, республики Ингушетия и Хакасия. А наибольший прирост задолженности в этих регионах допущен в январе-феврале 2002 года. В ряде субъектов есть несколько муниципальных образований, где зарплата не выплачивается на протяжении нескольких месяцев, заявила вчера вице-премьер.
Необходимость постоянного оказания финансовой помощи на выплату жалованья работникам бюджетной сферы вызывает все большую озабоченность Центра. Матвиенко сообщила, что на начало апреля федеральный бюджет перечислил на эти цели в региональные бюджеты дополнительно 590 млн. руб. В зависимости от ситуации рассматривается вопрос о том, чтобы направить еще 1,5 млрд. руб. А по данным Минфина, за первые два месяца 2002 года в рамках финансовой помощи регионам было перечислено 39,7 млрд. рублей, в том числе около 4 млрд. бюджетных ссуд на покрытие кассового разрыва.
Для решения проблемы Минфин уже предложил субъектам заняться пересмотром региональных надбавок и привести их в соответствие с федеральным законодательством. А кроме того, обратить внимание на зарплаты сотрудников региональных органов исполнительной власти. Центр очень недоволен тем, что уровень окладов губернских чиновников, особенно в дотационных регионах, превышает уровень оплаты труда не только работников федеральных органов на местах, но и чиновников высших органов исполнительной, законодательной и судебной власти страны. Например, в той же Ингушетии, по данным Минфина, разрыв в заработной плате региональных и федеральных чиновников составлял в 2001 году почти 40%.
Минфин грозится не предоставлять субъектам Федерации помощи на выплату жалованья бюджетникам в случае обнаружения подобных фактов. Поддерживать регионы Центр собирается после проведения оценки реальных возможностей их бюджетов. Однако совершенно очевидно, что проблемы не решить за счет простого урезания зарплат чиновников, ликвидации региональных надбавок или путем устранения тех немногих налоговых льгот, право предоставления которых еще осталось у губернаторов. Эксперты едины во мнении, что необходимо распределение зон ответственности между всеми уровнями власти, то есть разграничение расходных и доходных полномочий. Претворить в жизнь этот тезис, правда, не очень просто.
"В отсутствие возможности самостоятельно регулировать доходную сторону своего бюджета, в отсутствие ответственности перед избирателями за наполняемость бюджета, принятие на себя региональным и местным уровнями власти обязательств по расходам означает получение возможности претендовать на больший кусок сформированного наверху налогового "пирога", - считает руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская. По мнению эксперта, большинство субъектов РФ и органов местного самоуправления сегодня надеются на введение финансовых нормативов по отдельным видам бюджетных расходов, включая социальные, с учетом особенностей потребности каждого региона и местности. Однако практика показывает, что, когда деньги попадают в соответствующий бюджет, там вдруг вспоминают, что у нас федерализм, что субъекты РФ независимые, что органы местного самоуправления уж совсем независимые и тратить каждый хочет по-своему, подчеркивает Курляндская.
Как отметила вчера Валентина Матвиенко, ситуация с выдачей зарплат бюджетникам в течение года будет "оставаться напряженной". По данным правительства, в ряде субъектов Федерации на эти цели уходит более 60% средств региональных бюджетов. Это означает, что местные власти должны урезать расходы на другие сферы, прежде всего на коммунальное хозяйство.