На днях на недавно построенном нефтеналивном терминале в Приморске побывала представительная делегация с участием финских нефтяников и чиновников. Первоначально по проекту Балтийской трубопроводной системы (БТС) предусматривалось, что Россия свой нефтеналивной терминал строить не будет. Нефтепродукты планировалось отгружать как раз в финском Порвоо. Когда стало ясно, что терминал в Приморске все-таки появится, страны Балтийского региона проявили "большую обеспокоенность" в отношении "экологической незащищенности", угрожающей экологии Финского залива. С заменой двухпортовой схемы (лето - Приморск, зима - Порвоо) на однопортовую (лето, зима - Приморск) волнение только усилилось. Теперь после визита оно, похоже, уляжется.
Идет борьба за рынок, а известно, какие в подобных случаях используются методы. Экология из них явно не худший - сложный комплекс природоохранных опасений безотказно воздействует на общественное мнение. Однако Приморск - новый порт, при сооружении которого предъявлялись самые жесткие требования по защите окружающей среды, сформулированные в том числе и независимыми экологическими организациями Ленинградской области. Он введен в эксплуатацию в конце декабря прошлого года. Для отнюдь не новых портов стран Балтии и самой Финляндии (Порвоо эксплуатируется уже тридцать лет) характерны значительно большие проблемы с экологической ситуацией.
Так, литовские экологи неоднократно заявляли о том, что терминал в местном Бутинге представляет собой явную опасность для жителей городка. В том же Порвоо случались очень большие нефтяные разливы, последний из них - в этом году.
Очевидно намерение властей и "Транснефти" сделать приморский терминал экологически безопасным. "В экологическом отношении в Приморск вкладываются большие деньги. Российские власти планируют сделать Приморск одним из самых современных портов в Европе. Судя по всему, экологическая обстановка вокруг Приморска будет куда лучше, чем в других местах хотя бы потому, что он новый и современный", - заявляет Владимир Лукашов, исполнительный секретарь межфракционного депутатского объединения "Российские инвестиции".
При строительстве Приморска были применены новейшие технологии. Система порта полностью автоматизирована, впервые в России применена листовая сборка. Внедрены система подслойного пожаротушения, система входа в порт судов с двойным дном. Создана служба экологической безопасности по ликвидации разливов, разработаны соответствующие сценарии, закуплено современное природоохранное оборудование, которое не имеет аналогов в России и в мире. Можно и далее множить технические характеристики, но вот исчерпывающее свидетельство главы финской провинции, на территории которой находится порт Порвоо. Он приезжал в Приморск в составе большой делегации, чтобы удостовериться, как поставлены там вопросы экологической безопасности. Когда у него спросили, каковы будут пожелания, он был вынужден признать, что никаких пожеланий нет, более того, "в Приморск нужно ездить учиться".
А вот свидетельство начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования компании "Транснефть" Елены Радченко: "Мы провели до начала эксплуатации терминала при помощи независимой организации ЛенморНИИпроект полный мониторинг состояния Финского залива по всем ингредиентам. Сегодняшние наши исследования подтверждают, что фоновые загрязнения с введением в эксплуатацию нефтеналивной станции в Приморске нисколько не увеличились".
Российская делегация вскоре собирается нанести в Порвоо ответный визит. Его итоги могут оказаться весьма интересными.