Противостояние России и США скоро может перейти из курино-стальной в географическую плоскость. Речь идет о признании наших прав на недра Арктики. В соответствии с подписанным недавно постановлением премьера Михаила Касьянова, по этому поводу в Нью-Йорк вылетит специальная правительственная делегация. Заявка России в ООН была готова еще полтора года назад. И тот факт, что нашим представителям было поручено доставить ее именно сейчас, чем-то иным, кроме нынешней напряженности между Россией и США, объяснить сложно. Ведь именно Америка заинтересована в том, чтобы мы не "застолбили" эти недра.
Впервые о своих претензиях на сырьевые ресурсы шельфа северных морей Россия заявила осенью 2000 года. В тот момент как раз завершилась обработка данных, полученных в ходе организованной Минприроды и Минобороны экспедиции "Арктика-2000". И выяснилось, что континентальный шельф России (отмель, имеющая единое с материком геологическое строение) в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. квадратных километров больше, чем считалось ранее. Дело было за малым - отстоять свое право на подводные территории в глазах мирового сообщества. Согласно международному праву, "шельф" отличается от просто "морского дна" тем, что без согласия прибрежного государства никто не вправе вести там добычу полезных ископаемых. Основной целью экспедиции на судне "Академик Федоров" и было доказательство материковой, а не океанической, как считалось ранее, природы дна прибрежных частей Восточно-Сибирского и Чукотского морей. В результате исследований Россия получила возможность сдвинуть границы своего "суверенного" шельфа с 200 до 350 миль от побережья.
По предварительным данным, в недрах арктического шельфа сосредоточено как минимум 113 млрд. тонн извлекаемых запасов углеводородного топлива, причем большая часть залежей находится в российском секторе. В ходе разведки спорных недр хребта Менделеева (ранее считалось, что это образование имеет вулканическую природу) экспедиция на судне "Академик Федоров" обнаружила там запасы нефти и газа в объеме 4,9 трлн. тонн условного топлива, что в 1,5 раза больше запасов Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Однако пока Россия не имеет права разрабатывать ни его, ни какой-либо еще участок спорных подводных территорий. Сначала нужно юридически закрепить свои права на эти недра.
Правовой режим континентального шельфа и его границы регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренними законами государств. В 1997 году решением 132 стран была организована Комиссия ООН по границам континентального шельфа. Переговоры о внешней границе континентального шельфа России в Северном Ледовитом и Тихом океанах должны состояться до конца первого полугодия этого года. В российскую делегацию входят 11 человек, представляющих Министерство природных ресурсов, МИД, Минобороны, Генштаб ВС, Роскартографию, а также ряд научно-исследовательских институтов.
Вместе с тем, даже если России удастся добиться признания за собой прав на арктические недра, их разведке этот факт не слишком-то поможет. По окончании в 2000 году экспедиции "Академика Федорова" ее участники признавали, что эффективная добыча углеводородов в районах Центральной Арктики лежит далеко за пределами возможностей современных технологий. Но и менее удаленные запасы северных морей тоже не столь доступны. На протяжении нескольких лет буксует разработка Штокмановского и Приразломного месторождений. Причина - отсутствие необходимых инвестиций. И получается, что даже застолбив арктические углеводороды, мы вынуждены будем искать средства на их разработку на Западе, например в тех же Соединенных Штатах.